Главная » Женские штучки » Стоит ли отдавать ребенка в детский сад

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад

Будете в садик отдавать?. Утвердительный ответ на этот вопрос сегодня вызывает у многих мам чувство вины.

И хотя в России 70% малышей от 1 до 6 лет регулярно посещают ДОУ, отношение к детским садам более, чем у четверти родителей детсадовских детей, негативное. Причины, которые озвучиваются чаще всего: сомнение в психологическом комфорте ребенка вне дома и отсутствие индивидуального подхода.

Подтверждаются ли на практике эти страхи, и в чем преимущества детских садов перед сугубо домашним воспитанием, Матронам помогли разобраться детский психотерапевт и невролог.

Тема психологической травмы, которая наносится ребенку, впервые попавшему в детский сад, активно начала обсуждаться после широкого распространения теории привязанности. Противники дошкольных учреждений, считают, что, оказываясь в незнакомом окружении без значимого взрослого, ребенок испытывает тотальное чувство беспомощности и отвержение.

Позже это может стать причиной системных проблем в отношениях с партнерами и детьми.

Однако, как писал сам автор теории Дж. Боулби, надежная привязанность в диаде главный взрослый-ребенок формируется до 3 лет.

После у ребенка и родителя начинают выстраиваться качественно иные отношения. Именно в этот период важно, чтобы малыш начал осознавать свою отдельность. Если привязанность надежная, от посещения сада она не разрушится. Вот если она так называемая небезопасная, то есть ребенок симбиотически привязан к маме, могут возникнуть проблемы — он будет с трудом расставаться с ней по утрам.

Потом обычно все налаживается, и ребенок, увлекшись чем-то, быстро забывает, что только что страдал из-за маминого ухода, — отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, детский психиатр, психотерапевт Анна Дробинская.

Когда же ребенок постоянно находится с мамой, процесс сепарации буксует.

Возможности мамы не отделяются малышом от своих. Благодаря персональному взрослому он всемогущ.

Поэтому отделить себя от взрослых ребенку трудно — никто не отменял всепрощающую маму или балующую бабушку, отзывающихся на каждое хочу!. Детский сад нужен ребенку для формирования отдельного Я в коллективе себе подобных. Точка отсчета в осознании своего Я — автономное функционирование. Только в саду ребенок начинает чувствовать свои возможности и ограничения, когда сам обеспечивает свои нужды — ходит на горшок, ест, одевается.

В саду малыш впервые сам находит себе место среди таких же как он, — подчеркивает детский невролог Елизавета Меланченко.

Вместе с сепарацией, ребенок выстраивает свои границы. Современное семейное воспитание отличается детоцентризмом, когда родители не выстраивают системы требований к ребенку. Ребенок — царь горы, центр Вселенной, взрослые члены семьи вращаются вокруг него, как планеты вокруг Солнца.

А в детском саду развивается то, что невозможно развить вне детской группы: способность ощущать себя не центром Вселенной, а ее частью, — отмечает Анна Дробинская. В практическом выражении ребенок овладевает способностью иметь в фокусе внимания требования и инструкции, обращенные к группе в целом, а не к нему лично (дети, садитесь за столики, дети, посмотрите сюда…), подчиняться общим правилам. Кроме того, когда ребенок подрастает, он учится воспринимать свои достижения в соотнесенности с другими — хорошее лекарство от мании величия, альтернатива восхищению семейного окружения по поводу и без повода.

Эгоцентрическая требовательность тоже часто в саду спонтанно увядает, не получая поддержки.

В саду малыш сталкивается с равновеликими хочу! и начинает понимать, где его территория, на которой он единовластный правитель, где общая территория переговоров и компромиссов, а когда начинается и чужая.

Для ребенка это болезненное открытие, которое, тем не менее, дает первое понимание своих и чужих границ. А вместе с выполнением своих первых обязанностей и появления ответственности за свои поступки, ребенок узнает о существовании и социальных рамок. Впервые ребенок сталкивается с правилами, универсальными для всех, и в том числе для него, — продолжает Анна Дробинская. — В детском саду жизнь детей выстроена более разумно: есть обязанности, занятия, требующие прикладывания усилия.

Вот это самое усилие в домашних условиях часто не формируется почти никак, в саду для этого создано больше условий.

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад

Вне дома дети быстро осваивают не только регламентированные формы поведения —самообслуживание, соблюдение правил, но и развивают спонтанную коммуникацию и навыки общения, с чем у домашних деток часто (не всегда!) возникают проблемы.

Анна Дробинская отмечает, что в детском саду у детей формируются навыки общения с себе подобными и с субординированными взрослыми, которыми невозможно так легко управлять, как домашними. Если не бояться высокого штиля — и дружба, и взаимопомощь, и влюбленности, и этические конфликты в саду тоже случаются. В общении формируется игра — ведущая деятельность дошкольного возраста, которая ложится в фундамент развития произвольности — умения управлять своими непосредственными импульсами, подчиняя их цели и плану.

Без этого потом в школе никак.

Многие думают, что необязательно отдавать ребенка в сад, если дома есть еще дети. Но, по словам Елизаветы Меланченко, некоторые этапы развития осмысленной речи должны проходить только среди ровесников. Например, коллективный монолог — самая социальная из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, которая формирует навыки диалога, возможна только в группе детей-ровесников.

Поэтому даже если в семье 10 детей, какие-то аспекты все равно могут остаться непроработанными.

Совмещение домашнего и качественного внедомашнего воспитания позволяет ребенку лучше развивать свои когнитивные возможности. Например, в одном из исследований было обнаружено, что дети, которые с 2-3 лет посещали качественные ДОУ, оказались более социально компетентными в начальной школе и более уверенными в себе и своих знаниях, чем дети, начавшие посещать детский сад в более позднем возрасте или не посещавшие сад вовсе.

При этом интеллектуальное перенапряжение, что нередко случается в специализированных кружках и секциях, в саду практически исключено. Программы ДОУ сбалансированы как по режиму, так и по категориям. Количество интеллектуальной деятельности строго ограничено.

При этом много места уделяется игровым формам научения, что для детей от 3 до 6 более понятно и органично, — говорит Елизавета Меланченко.

А проведенное крупномасштабное исследование в США с участием более 1000 детей, посещающих десять разных детских садов, показало, что в детских садах малыши достигли больших успехов в овладении речью и развитии мыслительных способностей, чем дети из аналогичной среды, не получающие внедомашнего воспитания.

По наблюдениям Анны Дробинской, конструирование, лепка, рисование, аппликация — так называемая продуктивная деятельность, которая развивает творчество, воображение, моторику, саморегуляцию, интеллект, — входит в ежедневную структуру жизни в саду. Дома до этого у родителей обычно не доходят руки, там часто лучший друг ребенка — телевизор + какой-нибудь гаджет. И в этом еще один бесспорный плюс сада: там дети не погружаются в гаджеты, а взаимодействуют с реальным миром и друг с другом.

Кому сад во благо:

единственные дети в семье, окруженные большим количеством взрослых

дети очень занятых родителей (они часто имеют мало внимания и много гаджетов)

дети из дисфункциональных семей (сознание ребенка в садике загружается более адекватным для возраста содержанием, чем внутрисемейные конфликты)

дети из неблагополучных семей (сад возмещает дефицит ухода, воспитания и развивающего воздействия)

близнецы (хорошо бы еще им посещать разные группы).

О admin

x

Check Also

Зимнее путешествие в мир игрушек

В полумраке комнаты светится золотыми огнями украшенная ёлка. У её основания стоит старинный Дед Мороз ...

Зима — пора душевной теплоты

Осталось совсем мало, немножко, буквально чуть-чуть и она закончится. Очередная зима еще раз будет прожита ...

Зима близко

Страх старости, неподъемного груза прожитых лет – чувство, которого сложно избежать. Благо бояться есть чего ...

Жизнь, жительствующая в медвежьем углу

В Греции я люблю останавливаться в маленьких семейных гостиницах. Таких, где горничной не принято оставлять ...