Главная » Женские штучки » Развивашки на планшете: за или против

Развивашки на планшете: за или против

Развивашки на планшете: за или против

Много споров последнее время ведется о раннем развитии детей, и не последним объектом этих споров стали развивающие программы на айпадах, планшетах и прочих дисплеях. Давать или не давать?

Использовать или нет?

Конечно, выдвигается множество аргументов против и за: вред здоровью и привыкание — быстрое впитывание информации и явные успехи и интерес ребенка к процессу обучения. Разные точки зрения обоснованы или не очень, позиции спорщиков можно понять.

И рано или поздно приходится обосновывать и свою позицию.

Думаю, я против

Я не детский врач, не психолог, не многодетная мама. Но я педагог с большим стажем работы, и думаю, что могу рассказать о тех ловушках развивашек на электронных устройствах, которые обычно остаются незамеченными.

Начну с простого утверждения: любому человеку нужен в жизни навык общения или, говоря языком науки, эффективной коммуникации. Надо уметь слушать, различать интонации, оценивать обстановку, иметь неплохой словарный запас, использовать разнообразные стилистические регистры языка.

И вот ребенок в годик или два оказывается с планшетом в руках. Ровный голос, один и тот же, реагирует на его успехи и неудачи. Красный цвет все время остается красным, похвала — похвалой, приглашение попробовать еще раз — таким же приглашением.

И возникает вопрос: а в чем, собственно, практическая цель получения этих знаний? Они быстро приходят, но не сопровождаются эмоционально-коммуникативным фоном, следовательно, ценность их неясна, а вот вычеркнутым из этой ситуации оказывается общение.

Как ребенок познает мир? Вот он тащит маме игрушку или книжку, тычет пальчиком в картинку. Кошка, — говорит мама.

Ребенок показывает снова, и мама снова повторяет, но интонация уже немного другая. Потом еще и еще. Меняется высота и тембр голоса, темп речи и даже артикуляция.

Ребенок впитывает все эти полутона общения, потом и его речь будет интонационно богата и выразительна.

В какой-то момент мама устает от того, что это кошка, и в ход идут кошечка, котик, котенок, котейка и так далее. Общение продолжается на новом уровне, в сознании ребенка появляются ряды синонимов, словообразовательные ряды, и все они находят свое место в его языковой картине мира.

За и против онлайн-обучения

Впрочем, вернемся к общению. Как известно, в любой коммуникативной ситуации бывает информация эксплицитная и имплицитная, т.е. явная, открытая и подразумеваемая.

И научиться понимать эту информацию, считывать ее можно только в живом общении: вот собеседник отвлекся, переключился на что-то другое, потерял нить рассуждений… Как реагировать? Планшет не отвлекается, не сбивается с мысли, он все время к твоим услугам, и… важный навык удержания внимания собеседника, или, наоборот, отпускания собеседника в процессе такой учебы попросту не формируется.

А ведь сейчас очень много говорят о необходимости индивидуального подхода к каждому ученику, учета личностных и возрастных характеристик!

И тут планшеты, кажется, устраивают еще две ловушки: программы на них, разумеется, не могут учесть весь спектр особенностей отдельного ребенка, и может случиться, что ребенок привыкает к тому, что все запоминается легко и сразу, а в дальнейшей учебе это ощущение изрядно помешает, ведь иногда в сложные законы физики или химии надо вникнуть, приложить усилие. С другой стороны, живой учитель обладает своими характерологическими и коммуникативными особенностями. Не только он настраивается на ученика, но и ученик общается с ним в соответствии с его возрастом, подходом к преподаванию, образом мышления, самим преподаваемым предметом, наконец.

Всех этих навыков не дает программа, даже прекрасно написанная.

Развивашки на планшете: за или против

Мне возразят, а как же так активно рекламируемое онлайн-образование, различные интернет-ресурсы? Конечно, онлайн-ресурсы бывают великолепными (например, платформа онлайн-олимпиад по математике и русскому языку uchi.ru).

И чуть ли не на уровне министерства говорят, что, мол, зачем преподаватель и аудитория, если тот же преподаватель может записать лекцию на видео, и это видео будут смотреть в интернете хоть тысячи, хоть миллионы заинтересованных.

Несомненно. Хоть миллиарды. Но эти видеолекции в большинстве своем — как книга.

Прочитал, понял, усвоил… Посмотрел, понял, усвоил. Или не усвоил.

А будет ли выход? Результат?

Великое открытие? Интеллектуальный взрыв? Эффект, который называют эффектом синергии?

Сомневаюсь.

Авторитеты против онлайн-обучения

В качестве авторитетов сошлюсь на великих ученых и наших современников. Так, лауреат Нобелевской премии по физике 1997 г. Клод Коэн-Таннуджи в своем выступлении на Фестивале Науке в МГУ им. Ломоносова в 2012 г. сказал: Пока наши лаборатории общаются по скайпу, мы не совершаем прорывных открытий.

Для открытия нужно быть в одной лаборатории, тогда происходит это чудо (цитирую по памяти, поэтому слова могут чуть отличаться от конкретной цитаты ученого).

Получается, и синергия, и соединение душевных и духовных усилий в реальном, а не виртуальном пространстве действительно необходимо. Это подтвердят и многие другие ученые, да и не только.

Ведь почему-то пока еще ни один дирижер не репетирует с оркестром по скайпу?

Научиться говорить

Возвращаясь к планшету, не могу не отметить еще один беспокоящий меня факт.

При занятиях со взрослым ребенком вольно или невольно (включается и периферическое зрение) воспринимает не только фонетику, лексику, но и артикуляцию. Как произносятся слова и звуки, какие движения губ, положение языка? Вряд ли этому можно научиться у айпада.

Подражание артикуляции взрослого важно еще и потому, что, как известно, мы воспринимаем речь другого человека не только в качестве звукового ряда, но и визуально (к слову, поэтому, например, синхронные переводчики требуют от организаторов мероприятий устанавливать кабину так, чтобы можно было видеть выступающего).

Конечно, я понимаю, что прогресс не остановить, ребенок растет в мире высоких технологий и будет пользоваться всеми техническими находками цивилизации. Но и для ребенка, и для школьника, и для студента, и для взрослого человека нет ничего важнее той самой синергии живого общения.

А планшет всегда успеем дать.

О admin

x

Check Also

Зимнее путешествие в мир игрушек

В полумраке комнаты светится золотыми огнями украшенная ёлка. У её основания стоит старинный Дед Мороз ...

Зима — пора душевной теплоты

Осталось совсем мало, немножко, буквально чуть-чуть и она закончится. Очередная зима еще раз будет прожита ...

Зима близко

Страх старости, неподъемного груза прожитых лет – чувство, которого сложно избежать. Благо бояться есть чего ...

Жизнь, жительствующая в медвежьем углу

В Греции я люблю останавливаться в маленьких семейных гостиницах. Таких, где горничной не принято оставлять ...