Главная » Женские штучки » Искусство вождения детей

Искусство вождения детей

Человек без воспитания — тело без души.
Пословица

Тема воспитания детей бесконечна. Каждый новый родитель делает свои собственные ошибки и открытия. Прогрессивные родители ищут в научных журналах методы воспитания гения или гармоничной личности.

А что говорит об этом история?

В представлении обывателя в далекой древности (которая может отстоять от него как на тысячу, так и на сто лет) счастливого детства не существовало, отроков нещадно пороли за любую провинность или просто так по субботам, и вообще ребенка за человека никто не считал. Это, мягко говоря, не совсем верно.

Даже там, где в какой-то исторический момент возобладал подобный подход, все равно находились и те, кто шел вразрез с генеральной линией.

Доказательства можно найти в языке. Наряду с общеизвестным положением пожалеешь розгу — испортишь ребенка (сокращенной цитатой из притч Соломоновых Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына а кто любит, тот с детства наказывает его) существует гораздо больше пословиц с противоположным смыслом:

Верная указка — не кулак, а ласка.

Детей наказывают стыдом, а не батогом.

Побои мучат, а не учат.

Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.

Особенно хороша эта:

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Искусство вождения детей

К этой простой мысли так или иначе приходили все народы. Различия начинались там, где люди по-разному мыслили роль и место человека в мире.

Ведь ребенок — это будущий взрослый. В традиционном сознании счастливое детство никогда не было самоцелью. Все, что делали отец и мать с колыбели, подводило ребенка к жизни именно в их обществе.

Именно поэтому браки с инородцами не приветствовались — очевидно, что дети в таких семьях подвержены иному влиянию, и еще неизвестно, как они впишутся в общество. Эта проблема сохраняется до сих пор, и будет существовать, пока существуют различия культур.

Даже внутри одного этноса в разные эпохи бытовали различные представления о правильном воспитании. Связано это в первую очередь с государственным устройством и местом в нем отдельного гражданина.

Скажем, у племен, живших преимущественно охотой, идеал человека был иной, чем у живших рыболовством. В то время как охотник должен быть решительным, смелым и подчас агрессивным, чтобы совладать с крупным зверем, рыболов обязан проявлять терпение и выдержку.

Нужные качества культивировались с детства. Матери в охотничьих племенах не позволяли ребенку плакать, носили его при себе, давали грудь по первому требованию и кормили (особенно первого сына) долго. Считалось, что это давало ребенку чувство защищенности и уверенности в себе.

У рыболовов же рано отнимали от груди, стимулировали к ранней физической самостоятельности и вырабатывали терпение путем отсутствия незамедлительной реакции на просьбы.

В современной Японии сохраняется традиционная система воспитания, несмотря на высокий темп жизни, урбанизацию и глобализацию. До трех лет мать не выходит на работу, неотлучно находясь при младенце. Фигура матери становится для ребенка главной, практически священной.

Его учат не расстраивать ее своим плохим поведением. Все походы в город она совершает с ним, постоянно рассказывая о том, что делает или видит. Дети спят с родителями до весьма зрелого возраста.

До пяти лет ребенку позволяют все, опасные ситуации контролируются неотлучным наблюдением.

Внушив таким образом малышу уверенность в себе, японское общество с пяти лет начинает жестко подгонять его под себя. Быть как все — это добродетель, отличаться — это блажь.

Либо человек подчиняется традиции, либо оказывается аутсайдером, что в прежние времена означало социальную смерть, а в нынешние — серьезные проблемы с окружающими.

Искусство вождения детей

В нижней части миниатюры малыш играет деревянной повозкой на колёсах /из Часослова 1475 г./

В отличие от Востока Запад тяготеет к индивидуализму. До семи лет мальчики воспитывались в семье, затем часто отлучались от дома: дворянские дети служили пажами у сеньора, дети ремесленников становились учениками мастеров.

Таким образом, дети рано оказывались оторванными от родной семьи и учились выживать в новой обстановке. Личные качества определяли здесь будущее молодого человека.

Не все зависело от достатка и положения его семьи.

Девочки при этом в основном оставались дома, хотя кто-то из них проходил обучение в женских монастырях. Нельзя сказать, что эта система всегда работала бесперебойно — нередки были случаи, когда после такого воспитания молодая жена не была готова к семейной жизни ни в плане управления хозяйством, ни в плане взаимоотношений с супругом.

Европа выросла из сплава античной и варварских культур, сцементированных христианством. На первый план вышло учение о первородном грехе, присущем всем с рождения. Все негативные проявления ребенка считались следствием первородного греха и корректировались путем строгого воспитания и наказания.

Трудно сказать, как наказывали маленьких детей в семье известно, что в учебных заведениях были приняты телесные наказания, однако с развитием самостоятельности университетов эта практика сокращается.

На Руси дело обстояло иначе. Дети не теряли связь с семьей, находились под ее защитой, но и подчинялись ей. Отношение к детям часто тесно связано с отношением к женщине.

В дохристианской Руси женщина пользовалась широкими правами (хотя и никогда не была равна мужчине), была грамотной, поскольку детям давали образование вне зависимости от пола. С укреплением самодержавия ситуация меняется. Царь становится воплощением мужского начала, страна — женского.

Жена с домочадцами должна была безропотно подчиняться мужу, как страна царю. Ребенок лишался своего мнения юноша становился самостоятельным с женитьбой, девушка со свадьбой лишь меняла господина с отца на мужа.

Идеал семьи представлен в Домострое, ярком и интереснейшем документе той эпохи. Этот свод правил повседневной жизни складывался в новгородской среде в течение многих десятилетий, и был переработан священником Сильвестром, духовником и советником Ивана Грозного.

Надо понимать, что это именно идеал. Сильвестр рекомендует всем членам семьи жить скромно и умеренно.

Страх Божий, пост и молитва одинаково важны для всех, в то время как пустословие и безделье одинаково плохи.

Искусство вождения детей

Дети из богатого семейства. Самый младший лежит в колыбели, другой учится ходить держась за раму на колесиках/что-то типа ходунков/, а тот, что постарше скачет на игрушечной лошадке.

Франция XV век.

Чтобы уберечь жену и детей от зла, их следовало учить, а если не понимают — наказывать:

Если же этого не понимает, сурово ее (жену) накажи, страхом спасая, но не сердитесь, ты — на жену, а жена — на тебя. Наедине поучай, а поучив — успокой, пожалей, приласкай ее также и детей, и домочадцев своих учи страху божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда.

Если станете жить по нашему поучению, по этому написанию, великую благодать от Бога получите и вечной жизни удостоитесь с домочадцами своими.

Намерение хорошее, только средства нехороши. К сожалению, при таком подходе очень трудно удержать насилие в пределах семьи. Оно становится нормой в обществе, где любой начальник может учить подчиненного уму разуму по своему усмотрению.

Барин бил своих крестьян, офицер — рекрутов. История ХХ века пропитана насилием, и оно никуда не уходит.

Если мы хотим как-то изменить ситуацию, то должны пересмотреть методы воспитания детей в первую очередь и не поднимать руку на ребенка. Ведь кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.

О Татьяна

x

Check Also

Зимнее путешествие в мир игрушек

В полумраке комнаты светится золотыми огнями украшенная ёлка. У её основания стоит старинный Дед Мороз ...

Зима — пора душевной теплоты

Осталось совсем мало, немножко, буквально чуть-чуть и она закончится. Очередная зима еще раз будет прожита ...

Зима близко

Страх старости, неподъемного груза прожитых лет – чувство, которого сложно избежать. Благо бояться есть чего ...

Жизнь, жительствующая в медвежьем углу

В Греции я люблю останавливаться в маленьких семейных гостиницах. Таких, где горничной не принято оставлять ...