Главная » Женские штучки » Иконописный апокриф: Воскресение Христово

Иконописный апокриф: Воскресение Христово

Иконописный апокриф: Воскресение Христово

Есть в христианском Предании такой разряд письменных источников — апокрифы, отречённые книги. По происхождению и содержанию они очень разные, некоторые ещё со времён Средневековья включались в специальные кодексы и сжигались на кострах.

Другие — признанные частично годными для чтения искушёнными в традиции, сохранялись в монастырских библиотеках по секрету и без особого афиширования выдавались посвященным. Так и возникло название ἀπόκρῠφος — по-гречески сокровенный, тайный.

Среди всего богатства апокрифов есть источник, переживший несколько переводов и имевший активное хождение даже в средневековой Руси — Евангелие Никодима. Помимо вымышленного донесения Понтия Пилата императору Тиберию в этом памятнике был также рассказ о смерти Христа, сошествии Его во ад, откуда Он вывел прародителей Адама и Еву.

Подлинность догмата о сошествии во ад ныне долго доказывают богословы… Но мы сейчас не о том.

Сегодня на воскресных службах на праздничном аналое чаще всего можно увидеть икону воскресения Восстание от гроба. Христос в белых одеждах с победной хоругвью в руке стоит на камне, отваленном от входа в пещеру, где было погребено Его тело у Его ног сидят ангелы.

Лаконично, чётко, понятно.

Иконописный апокриф: Воскресение Христово

Воскресение. Восстание от гроба

Несомненно, популярность этого сюжета в том, что здесь не надо ничего объяснять. Никаких тебе сложностей, лишних подробностей — был или не был написан отчёт Пилата Тиберию? А почему оказались в аду прародители Адам и Ева и ветхозаветные пророки?

А что вообще это такое — ветхозаветный ад? А чем тогда отличался ад как место мучений от лона Аврамова из евангельской притчи?

На изучение этих богословских тонкостей может уйти вся Страстная седмица, да и не она одна.

А кто это там, в коронах — Давид и Соломон? А эта патлатая голова, торчащая из толпы?

Иоанн Предтеча?

А это что за шутки древнерусских иконописцев, пустивших по фону адской пропасти щипцы, гвозди и прочие орудия мучений? А кто это там синенький и связанный лежит на дне? Ад… упразднися… умертвися… низложися…. связася…?

Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?

Нет, всё это сложно, сложно, сложно…

Иконописный апокриф: Воскресение Христово

Воскресение Христово Сошествие во ад XIV век

И всё-таки мой взгляд упорно возвращается к Сошествию во ад. Может быть, весь секрет в том, что, где не работают простота и ясность, на первый план выходит яркий образ.

Посмотрите на Сошествие во ад — только не на современную бумажную копию, а и непременно на деревянную икону, где фигура Христа писана золотом. Не правда ли, в таком виде она смотрится совершенно иначе?

Ведь вначале вы разглядите фигуру Христа, и лишь потом — всё остальное.

Иконописный апокриф: Воскресение Христово

И всё отходит на второй план — щипцы, гвозди и кто-то синенький, которого древнерусские иконописцы поместили в самом низу. И цари, и пророки, даже прародители Адам и Ева.

И остался только образ золотого Христа, стоящего на обломках креста, — символ победы над смертью. Радость моя, Христос воскресе. А все прочие богословские сложности — это так второстепенно…

О Татьяна

x

Check Also

Зимнее путешествие в мир игрушек

В полумраке комнаты светится золотыми огнями украшенная ёлка. У её основания стоит старинный Дед Мороз ...

Зима — пора душевной теплоты

Осталось совсем мало, немножко, буквально чуть-чуть и она закончится. Очередная зима еще раз будет прожита ...

Зима близко

Страх старости, неподъемного груза прожитых лет – чувство, которого сложно избежать. Благо бояться есть чего ...

Жизнь, жительствующая в медвежьем углу

В Греции я люблю останавливаться в маленьких семейных гостиницах. Таких, где горничной не принято оставлять ...