Главная » Женские штучки » И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылись две выставки, посвященные светлой памяти последнего российского императора и его семьи: Романовы. Семейные хроники и Акварели Великой Княгини Ольги Александровны.

В ознаменование 100-летия трагического для нашей страны события из запасников музея впервые выставлены для обозрения уникальные материалы из архива дома Романовых, которые включают постановочные и репортажные фотографии, запечатлевшие лица и события в период правления трех государей: Александра II, Александра III и Николая II. Коллекция Третьяковской галереи была составлена из личных архивов членов императорской семьи, часть фотографий поступила из Гатчинского дворца, где после смерти Александра III жила вдовствующая императрица Мария Федоровна, часть — из Александровского дворца в Царском селе, последнего дома семьи Николая II.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Неизвестный фотограф. Императорская семья у кормового салона яхты Штандарт.

1910. Бумага, серебряно-желатиновый отпечаток.

Некоторые памятные альбомы, преподнесенные членам императорской фамилии, представляют собой произведения ювелирного искусства. Например, альбом Меджибож, подаренный Великой Княгине Ольге Александровне, шефу 12-го гусарского Ахтырского полка, по случаю посещения ею штаб-квартиры в замке Меджибож в 1908 году.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

А.Л. Гудшон, В.Л.

Гудшон, А.М.Губчевский. Шеф полка Великая Княгиня Ольга Александровна.

1908.

Наряду с парадными фотопортретами, выполненными в фотоателье или в залах дворцов и загородных резиденций, на выставке показаны кадры из частной жизни царской семьи, сделанные ее членами во время прогулок, путешествий на поездах и яхтах, в минуты отдыха в тесном кругу самых близких людей. Увлечение фотографией было свойственно обеим императрицам — Марии Федоровне и Александре Федоровне, а также младшим членам монаршей семьи. На малоформатных фотографиях, вклеенных в альбом цесаревича Алексея, можно увидеть его родителей, сестер, друзей по детским играм.

Эти малоизвестные кадры пронизаны обезоруживающим очарованием и лучше любых слов свидетельствуют нам о той теплой и бесконечно гармоничной атмосфере любви, в которой жила семья последнего русского императора. Удивительно простые и безыскусные мотивы, скромный и строгий быт, веселые праздники в кругу милых лиц, чистые и серьезные, а порой шаловливые детские глаза захватывают с первых же минут.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Неизвестный фотограф. Императрица Александра Федоровна, император Николай II, цесаревич Алексей (с фотоаппаратом) в Александровском парке.

Начало 1910-х. Бумага, серебряно-желатиновый отпечаток.

В силу очевидных причин экспонировать все фотографии, вклеенные в альбом, невозможно, но специально к выставке были сняты очень подробные фильмы с исчерпывающими пояснениями, прекрасно демонстрирующие на больших экранах кадры из альбомов цесаревича Алексея и Великой Княгини Ольги Александровны.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Фотоальбом наследника цесаревича Алексея Николаевича. 1909-1914.

Вторая выставка, логически продолжающая первую, демонстрирует акварели и масляные картины кисти Великой Княгини Ольги Александровны (1882-1960), сестры Николая II, младшей дочери Александра III. Ученица знаменитых художников и педагогов В.Е. Маковского, С.Ю.

Жуковского, С.А. Виноградова, К.В.

Лемоха, Ольга Александровна рисовала с самого раннего детства и до конца своих дней, не прекращая своих занятий и в самые тяжелые годы Гражданской войны, когда она скрывалась на Кубани с мужем и двумя новорожденными сыновьями, и в эмиграции в Дании, а затем в Канаде. Княгиня также была активной благотворительницей, покровительствовала Императорскому обществу русских акварелистов и созданному на его основе Обществу художников имени А.И.

Куинджи, устраивала выставки молодых авторов. В годы Первой мировой войны на свои средства Ольга Александровна устроила Первый Евгеньевский госпиталь, в котором трудилась сестрой милосердия наравне с другими.

Семейная история княгини была непростой. В 1901 году она сочеталась браком с принцем П.А.

Ольденбургским, но замужество оказалось несчастливым. Разрешение на развод от государя поступило в 1916 году, и Ольга Александровна наконец смогла выйти замуж за дворянина и офицера Николая Александровича Куликовского, а в августе 1917 году в Крыму у четы родился сын Тихон.

Второй сын, Гурий, появился на свет двумя годами позже в станице Новоминской на Кубани, где семья скрывалась от ужасов Гражданской войны. Только в 1920 году, последней из Романовых, Ольга Александровна с семьей эмигрировала из горячо любимой России в Данию.

После Второй мировой войны семье Куликовских пришлось переехать в Канаду, где великая княгиня жила как скромный фермер и постоянно занималась любимым делом — живописью.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Открытки работы Великой Княгини Ольги Александровны. Репродукции.

Около 1900.

Уже в своих ранних акварелях Ольга Александровна предстает как талантливый мастер и тонкий наблюдатель. Ее открытки 1900 года интересны живыми и остроумными сюжетами, выдающими способности яркого художника-иллюстратора.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Осень в парке. Около 1916.

Картон, акварель.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Пейзаж. 1920.

Дар О.Н. Куликовской-Романовой Государственной Третьяковской галерее в 2007.

Пейзажи художницы полны светлой поэзии и душевного тепла, каждый незамысловатый мотив передан на бумаге с удивительной любовью и любованием. Богатство оттенков и мастерство в передаче эффектов солнечного света выдают руку талантливой ученицы лучших русских пейзажистов эпохи.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Портрет сына Великой Княгини Ольги Александровны Тихона. 1940.

Картон, масло.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Тихон и Гурий у забора Видора. 1923.

Бумага, акварель.

В портретном жанре Ольга Александровна проявила свою тонкую душевную чуткость и мастерство в передаче оттенков настроения. Ее авторский взгляд полон любви и нежности к изображенным, особенно это касается портретов ее детей и внуков, — в этом жанре ее работы заслуживают сравнения с лучшими детскими образами в русской живописи кисти Зинаиды Серебряковой и Валентина Серова.

Художественные дарования Ольги Александровны были оценены и в Дании, и в салонах Парижа, Лондона и Берлина, где проходили выставки ее картин. Средства, вырученные от продажи работ, великая княгиня использовала на дела милосердия.

После переезда в Канаду продажа произведений Ольги Александровны стала основным средством существования семьи. Иконы, написанные ею, она всегда только дарила.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Рододендроны. 1952.

Бумага, акварель.

До самых последних лет жизни великая княгиня осталась верна своему стилю. Легкие, нежные касания кисти, положенные как будто с осторожностью и даже трепетом, яркие, жизнерадостные цвета и особенная воздушность живописной фактуры говорят о ее незаурядном мастерстве в многослойной акварели, ведь при такой технике особенно сложно сохранить прозрачность и чистоту цвета.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Пасхальный стол. 1930.

Бумага, акварель.

Особенной щемящей нежностью пронизаны праздничные пасхальные и рождественские натюрморты, полные воспоминаний о России, семье, доме и любимых русских традициях.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Рождество у Великой Княгини Ольги Александровны. 1950-е.

Бумага, акварель.

Удивительным портретом памяти выглядит композиция Рождество у Великой Княгини Ольги, где за радостной елочной мишурой мы видим портрет венценосного отца, императора Александра III, горячую преданность которому великая княгиня хранила всю свою жизнь.

И мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным

Станица Новоминская. Весна 1919.

Картон, акварель.

Городские и деревенские виды, весенние цветущие деревья и тихие жанровые мотивы появляются в произведениях и русского, и датского, и канадского периодов жизни Ольги Александровны, и в страшные годы Гражданской войны. Удивительно радостные пейзажи станицы Новоминской полны свежести и неподдельной гармонии. Чистые, ясные цвета без теней тонко и верно передают ощущение утреннего прохладного воздуха, звонкого и прозрачного.

Эти незамысловатые виды производят сильнейшее воздействие на зрителя, как будто наш взгляд, привыкший к запыленному мареву критического реализма, вдруг протерли от пыли ненужных наслоений, и мир стал чистым, бесхитростным и прекрасным. Потому что ни тяготы Гражданской войны, ни гибель любимого августейшего брата и его семьи, ни другие превратности жизни не могут затуманить душу, если она по-настоящему чиста.

И никакие кандалы не помешают свободе, если она живет в сердце.

О том, что давало великой княгине силы пережить все трудности и не потерять чистоты взгляда на мир, мы спросили ее невестку, Ольгу Николаевну Куликовскую-Романову, которая привезла выставку в Россию.

О Татьяна

x

Check Also

Зимнее путешествие в мир игрушек

В полумраке комнаты светится золотыми огнями украшенная ёлка. У её основания стоит старинный Дед Мороз ...

Зима — пора душевной теплоты

Осталось совсем мало, немножко, буквально чуть-чуть и она закончится. Очередная зима еще раз будет прожита ...

Зима близко

Страх старости, неподъемного груза прожитых лет – чувство, которого сложно избежать. Благо бояться есть чего ...

Жизнь, жительствующая в медвежьем углу

В Греции я люблю останавливаться в маленьких семейных гостиницах. Таких, где горничной не принято оставлять ...