Главная » Здоровье » Синдром сверхценных односторонних увлечений у подростков

Синдром сверхценных односторонних увлечений у подростков

Что это такое?
Эта группа расстройств, возникающих в пубертатном возрасте, проявляется в ненормальных сверхценных увлечениях и интересах, не имеющих четких целей и порой абстрактных. Выделяются две группы синдромов, связанных с сверхценной деятельностью.

Содержание статьи:

Синдром сверхценных односторонних увлечений у подростков

Типология односторонних интересов

В группе первого типа доминирует идеаторная и сверхценная деятельность псевдопознавательного характера. Подростки начинают задаваться вопросами о смысле жизни человека, задаются вопросами религии и внеземной жизни, всеобщем сознании и общечеловеческой морали.

Более того, они могут увлечься «доработками» известных концепций, вроде теории относительности, педагогических подходов. На нашем опыте встречались подростки, увлеченные разработкой «вечного двигателя», чертежами космических кораблей и т.п.

Таким увлечения подростки отводят весомую часть времени, что нередко приводит к ущербности учебной деятельности, сужению времени досуга. Дети могут заниматься и в ущерб физиологическим потребностям: они забывают о еде и сне, тратя время на изучение научно-популярной литературы, специальных справочников, ведут «научные» дневники и выписывают цитаты из книг.

Интересно, что субъективно они не испытывают усталости, а ввиду своих увлечений получают удовольствие от деятельности.

Здесь можно констатировать сверхзначимость для ребенка эти интересов.

В одних случаях вся деятельность сводится к бесцельному мудрствованию, перебиранию одних и тех же идей. В других случаях, такие усилия могут быть условно продуктивными, способствуя интеллектуальному развитию подростка.

Подростки из первой – бесплодной группы – не выводят свою деятельность за границу интеллектуальной переработки, они обнаруживают следующие реакции:

  • • Замкнутость и жизнь внутри своих переживаний
  • • Многочасовые размышления об интересных им проблемах с отстраненностью
  • • Предпочтение одиночества и отказ делиться своими идеями
  • • Отказ от активных попыток отстаивать свои «открытия»
  • • Никаких попыток воплотить в жизнь свои идеи

Давайте условно назовем эту группу «пассивной». Тогда в группе «активных» подростков наоборот проявляется желание воплотить свои идеи в жизнь.

Они с радостью делятся своими идеями, пытаются навязать их окружающим. Зачастую такие дети отправляют в различные министерства и НИИ свои разработки, планы социальных реформ и гениальные открытия.

Особенности патологических увлечений

Независимо от типа патологии, в творчестве подростков, а также в их письменных «трактатах» обнаруживается сильнейший контраст между взятыми из специальной литературы проблем и банальными, детскими выводами. Например, находясь в стационаре, один из пациентов за несколько суток разработал концепцию лечения шизофрении.

Таким образом, вскрывается явное противоречие между сложностью и глобальностью увлекших ребенка проблем и инфантильностью выводов и способов их разрешения.

Традиционно в психиатрической литературе эта группа расстройств названа «метафизической (или философской) интоксикацией». На наш взгляд этот термин является неудачным, так как не отражает природы расстройства, а также он не раскрывает всего спектра патологий, которые далеко не ограничиваются одним философствованием.

Группа синдромов в формах конкретной деятельности

В эту категорию попадают расстройства, выраженные, в первую очередь, занятием или изучением таких видов деятельности, которые не используются ни в жизни, ни в академической сфере.

Сюда могут входить:

  • 1. Малоизвестные «духовные» практики
  • 2. Изучение мертвых языков
  • 3. Чрезмерное занятие каким-либо одним физическим упражнением

Как пример приведем подростка, который часами мог стоять на носках, чтобы «укрепить суставный аппарат стопы и пальцев».

В эту группу можно включить и феномены «запойного чтения», необоснованный отказ от мясной пищи, ненормальные виды собирательства и коллекционирования (например, грязных салфеток, ржавых болтов разных форм, огрызков карандашей). Сюда же отнесем и составления специфических списков, каталогов, описывающих различные виды транспорта, названия улиц, а также составление тезаурусов в определенной области.

Динамика расстройств

В принципе, развитие и изменение синдрома крайне различно по своей длительности и проявлениям. В одних случаях может наблюдаться постоянный и стойкий тип расстройства с неизменной структурой интереса, в других – приступообразно и с изменением тематики увлечения.

Согласно наблюдениям, при условии первостепенности этого синдрома (то есть, он не включен в картину другого расстройства), он благополучно распадается к 24-25 годам. Таким образом, при благоприятном течении патология угасает в юношеском возрасте.

Однако в большинстве случаев эти нарушения диагностируются в рамках подростковой вялотекущей шизофрении или шизофрении приступообразной. В таком случае требуется уже не психологическая коррекция, а психиатрическое вмешательство с проведением клинического эксперимента и назначении курса лечения.

В шизофренических случаях сверхценных интересов они отличаются особенной вычурностью, отдаленностью от реальной жизни, своеобразными неологизмами и аутистичностью. Более того, к таким расстройствам присоединяются другая шизоидная симптоматика, вроде бреда, навязчивостей, галлюцинаций и фобий.

Также наблюдается и общая эмоциональная тупость, отрыв ребенка от реальности.
Выводы

Подводя итоги нашей статьи, хочется сказать, что не всегда односторонние увлечения включаются в рамки патологии. Безусловно, не стоит забывать о талантах и гениях, о продуктивных интересах, связанных с реальной научной проблематикой или достижениями в спорте.

Однако не нужно вычеркивать и патологические увлечения из разряда проблем, которые могут проявится в любой семье. Важно понять, что при развитии ненормальных интересов их сопровождает некоторая вычурность и отстраненность, дети не ищут совета и не приемлют других идей.

В таком случае попросту необходимо обратиться за консультацией к психиатру, а если возникнет необходимость провести диагностику – нужно сделать и это.

Ведь если заболевание начало свое развитие и было вовремя замечено, купировать и угасить его будет проще и в домашних условиях, ограничившись курсами психотерапии без какого-либо психофармакологического вмешательства.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

О Татьяна

x

Check Also

Как защитить печень во время праздников?

Скоро наступят зимние праздники. Все люди пытаются сделать этот период особенным и незабываемым. Женщины готовят ...

Как замедлить развитие близорукости при помощи домашних методов

О различных домашних методах, помогающих замедлить развитие близорукости (миопии) Что такое близорукость? Попросту говоря, это ...

Как закрепить эффект от остеопатии

Остеопатия. Как закрепить эффект от остеопатии. Советы доктора Владимира Животова Врачей-остеопатов часто сравнивают с механиками ...

Как жить с сахарным диабетом

Полноценная жизнь с сахарным диабетом Сахарный диабет – очень распространённое заболевание, статистика показывает, что каждый ...