[sape_tizer]
Главная » Верую » Пресущественность Бога

Пресущественность Бога

Пресущественность Бога

Пресуще́ственность (сверхсущественность) Бога – понятие православного апофатического богословия, отражающее несоизмеримость сверхтварного Бога и созданных Им тварных сущностей, подчеркивающее невозможность познания Создателя мира усилиями тварного человеческого ума.

Учение о пресущественности Божества впервые систематически изложено в Ареопагитиках. Оно решительно отделяет возвышенные христианские представления о Боге от примитивных языческих, где наивысшее бытие всегда было той или иной частью тварного или отождествлялось с тварным миром как целым.

Воспевая Бога через отрицание всего тварного, св. Дионисий отмечает, что нетварный Бог в Своем сверхбытии бесконечно превосходит как чувственно воспринимаемую, так и умопостигаемую реальность. Следовательно, для раскрытия Божественной жизни категории интеллектуального познания будут совершенно недостаточными.

Но если через умственное познание Бог остается Богом сокрытым, то и сама категория сущность приложима к Божеству лишь условно. Возвышаясь над всякой сущностью, Бог существует пресущественно и, в конечном счете, пресущественно неопределен. Не являясь предметом умственного познания, Он пребывает неизмеримо выше ума, и сущности, и знания.

Будучи выше всякого умственного утверждения и отрицания, Он не может быть познан в виде объекта тварного человеческого мышления, а раскрывается тварному существу лишь в акте Своего откровения.

Учение о пресущественности Божества закрывает возможность для отвлеченных, теоретических спекуляций о Боге. Но через него открываются неизвестные отвлеченному уму перспективы мистического познания Бога, обнаруживается возможность реального единения с Ним. Непознаваемый для оторванной от жизни мысленной деятельности, Бог становится познаваем в непосредственном опыте духовной жизни. Такой опыт требует молчания человеческого ума, предполагает отказ рассматривать Создателя через реалии созданного Им мира.

Чтобы Пресущественного пресущественно воспеть человек должен войти в пресущественный сумрак неведения, совлечься тварных символов и образов. (см. Божественный мрак). Тем самым, по действию Непознаваемого Создателя, для человека становится доступным соединение с Ним и пребывание в Нем.

Для ограниченного тварного создания раскрывается превосходящая естественную деятельность ума сверхъестественная реальность обожения.

Таким образом, представление о пресущественности Бога ведет к чрезвычайно важному для христианской аскетики различию естественного и сверхъестественного состояния человеческой души. Если в первом, по слову св. Исаака Сирина, человеку доступно ведение чувственных и мысленных Божественных творений, то во втором человек ощущает действие Божественной благодати, становится участником созерцания пресущественного Божества.

Опираясь на мнение св. Каллиста Катафигиота, можно сказать, что в сверхъестественном акте мистического созерцания Бог является таким предметом мышления, который не имеет какой бы то ни было сущности, то есть познается сверх мышления и превыше всего, имеющего возможность быть узнанным. Только в сверхъестественном и благодатном состоянии человек соединяется с Творцом, поскольку пребезначальная Пресвятая Троица проникает все сущности, сама оставаясь чистою, пребывает вне пределов всего и изъята из ряда всех существ как пресущественная и превыше всего сущая (св.

Иоанн Дамаскин).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Что такое Священное Писание?

Что такое Священное Писание? протоиерей Алексий Князев [1] Священное Писание принадлежит к тем книгам, которые ...

Что такое раздражительность?

Что такое раздражительность? протоиерей Игорь Прекуп Иногда на исповеди человек кается в том, что понервничал. ...

Что такое православная психология и психотерапия

Что такое православная психология и психотерапия Многими реальными примерами из жизни людей, живших в разные ...

Что такое православная духовность?

Что такое православная духовность? На вопросы отвечают священнослужители и миряне Протоиерей Андрей Лобашинский, благочинный Малоярославецкого ...