Главная » Верую » Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни, Часть 50 — читать, скачать

Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни, Часть 50 — читать, скачать

Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня. ( Ис. 61, 1 )

Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия. 48-е правило Лаодикийского собора (113, 505).

Выходя из купели, мы помазуемся благословенным елеем; зримо изливается елей, но производит духовное действие, как в Крещении. Тертуллиан (113, 503).

Через помазание Святым Миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Святого Духа, которые он получает в укрепление своей христианской веры (113, 506).

Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала ( Флп. 4, 8 ). Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе.

Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека – одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ( Ис. 11, 2 ) и дух страха Божия, из которых три относятся преимущественно к просвещению разума, а последние – к наставлению и утверждению воли в добре. Православное исповедание (113, 507).

Что сделано [апостолами] Иоанном и Петром над самарянами, то у нас совершается доныне: принявшие Крещение представляются начальникам церкви и посредством наших молитв и возложения рук приемлют Святого Духа и совершаются запечатлением Господним (113, 503).

Крестившемуся необходимо еще быть помазанным, чтобы, приняв хрисму (греч. помазание), он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову (113, 505).

Крещение и Миропомазание – два отдельные акта Крещения, хотя и соединенные самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению. Святитель Киприан Карфагенский (113, 510).

Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием ( Исх. 12, 13 ), тогда что может с тобой случиться? Святитель Григорий Богослов (113, 505).

Во Христа крестившись и во Христа облекшись ( Гал. 3, 27 ), вы стали подобными образу Сына Божия ( Рим. 8, 29 ), потому что Бог, предопределивший усыновить нас Себе ( Еф. 1, 5 ), сделал сообразными телу славы Христовой ( Флп.

3, 21 ). Потому, став причастниками Христовыми ( Евр. 3, 14 ), вы справедливо называетесь помазанниками и о вас сказал Бог: не прикасайтесь к помазанным Моим ( Пс. 104, 15 ). Помазанниками же сделались вы, приняв изображающее Святого Духа.

И все над вами совершено в образе, потому что вы образ Христов. Как Христос, омывшись в Иордане и сообщив водам благоухание Божества, вышел из вод, и было на Него существенное наитие Духа Святого, потому что подобное почивает на подобном, так и вам, исшедшим из купели священных вод, дано Миропомазание, изображающее собою то самое, чем помазан Христос. А это есть Дух Святой, о Котором и блаженный Исаия сказал в пророчестве от лица Господа: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим ( Ис. 61, 1 ).

Ибо Христос был помазан не человеком и не елеем или миром, но Отец помазал Его Духом Святым, предопределив Ему быть Спасителем целого мира, как говорит Петр: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета ( Деян. 10, 38 ). И пророк Давид говорил: Престол Твой, Боже, вовек; жезл. правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Пс. 44, 7–8 ). И как Христос действительно был распят и погребен, и воскрес, а вы сподобились в Крещении уподобительно быть с Ним распятыми и погребенными и воскреснуть, так нужно понимать и о Миропомазании.

Он помазан духовным елеем радости, то есть Духом Святым, Который именуется елеем радости, потому что Он есть источник духовного радования, а вы, приобщившись Христу и став Его причастниками, помазаны миром.

Но смотри, не подумай, что это простое миро. Как хлеб Евхаристии, по призвании Святого Духа, есть уже не простой Хлеб, но Тело Христово, так и это святое миро, по призвании, не простое уже, не обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, ставшее действенным от присутствия Божества Его. Им в ознаменование помазывается чело и другие орудия чувств.

И когда тело помазывается видимым миром, душа освящается Святым и Животворящим Духом.

Сперва миропомазано у вас чело, чтобы вам освободиться от того стыда, какой всюду носил с собой первый человек, преступивший закон, и чтобы открытым лицем взирать вам на славу Господню ( 2Кор. 3, 18 ). Потом миропомазаны уши, чтобы они обрели способность внимать Божественным тайнам, о чем сказал Исаия: Господь. пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал ( Ис. 50 4), и Господь Иисус говорил в Евангелии: Кто имеет уши слышать, да слышит! ( Мф. 11, 15 ). Потом миропомазаны ноздри, чтобы, приняв на себя Божественное миро, вы могли сказать: Мы Христово благоухание Богу в спасаемых ( 2Кор.

2, 15 ). После этого миропомазана грудь, чтобы, облекшись в броню праведности, вам можно было стать против козней диавольских ( Еф. 6, 14, 11 ). Ибо как Христос после Крещения и наития Святого Духа поборол диавола, так и вы, после священного Крещения и таинственного Помазания, облекшись во всеоружие Святого Духа, противостаньте силе противника и побеждайте ее, говоря: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп. 4, 14 ).

Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами.

Необходимо знать, что в Ветхом Завете есть предзнаменование этого Миропомазания. Моисей, сообщив брату Божие повеление и поставляя его первосвященником, омыл его водой и возлил на него елей помазания ( Лев. 8, 6–12 ). Именно от этого преобразовательного помазания первосвященник именовался помазанником.

Так и возводя Соломона на царство, первосвященник помазал его, сначала омыв в Гионе ( 3Цар. 1, 38, 39 ). Но над ними это совершалось преобразовательно, а над вами совершается не преобразовательно, но в самой действительности, потому что вы действительно помазаны Святым Духом. Начало вашего спасения – Христос, потому что Он в действительности начаток, а вы примешение.

Но если начаток свят, то святость придет и на целое ( Рим. 11, 16 ).

Храните это Помазание неоскверненным, ибо оно, если пребудет в вас, научит всему, как сказано блаженным Иоанном, который много рассуждает об этом помазании. Оно свято и есть духовное охранение тела и спасение души. Пророчествуя о нем, с древних времен блаженный Исаия говорил: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу. трапезу из чистых вин ( Ис.

25, 6 ), и испиют народы вино, испиют радость, помажутся миром. Горою же здесь и в других местах он именует Церковь, как, например, когда говорит, что будет в последние дни явлена гора Господня ( Ис. 2, 2 ). И слушай, что для удостоверения твоего говорит он об этом мире, как о таинственном: И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы ( Ис.

25, 7 ). Поэтому, помазанные этим святым миром, храните его в себе неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу. Святитель Кирилл Иерусалимский. Творения. Тайноводственное слово.

Сергиев Посад, 1893, с. 289–292.

О admin

x

Check Also

Именины Татьяны по церковному календарю: судьба и жизненный путь

Татьяна: день ангела по церковному календарю День памяти святых – это дата окончания их земной ...

Чтецу Богослужебной книги Апостол

Чтецу Богослужебной книги Апостол Данная брошюра предназначена для тех христиан, которые хотят самостоятельно разобраться с ...

Что значит любить Бога?

Что значит любить Бога? иеромонах Георгий Соколов В Новом Завете Богом для людей дана всего ...

Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным

Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: ...