Главная » Православный ликбез » С чего начать духовное чтение?

С чего начать духовное чтение?

С чего начать духовное чтение?

— Когда приходишь в православную книжную лавку, глаза разбегаются от обилия духовной литературы. Среди жизнеописаний святых отцов и их трудов стоят книги современных священников и монахов. С каких духовных книг или с каких авторов должен начинать чтение человек, который уже несколько лет пребывает в Церкви, знаком с азами церковной жизни, кое-что читал или слышал из святых отцов древности, но пока имеет все же поверхностные знания?

Отвечает настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов:

– На мой взгляд, начинать надо с прп. аввы Дорофея. Это убеждение основано на опыте двухлетнего преподавания предмета святоотеческое чтение в ПСТГУ. Авва Дорофей – образованнейший человек своего времени.

У него была настолько сильная тяга к наукам, что он даже водой обливался, чтобы немножко прийти в себя от чтения – так глубоко он погружался в мир духовный и в мир известных в то время наук. В его творениях заметны следы широкого кругозора. Всем известен пример: чем ближе люди, стоящие на радиусах круга, к центру (а это пример из геометрии), тем ближе они друг к другу.

И несмотря на глубокую древность (конец VI века), он умеет очень просто объяснить то, что кажется сначала трудным для понимания. В его изложении сложнейшие вещи выглядят простыми и ясными, и таким образом он закладывает мощную основу духовного развития каждого человека.

И другая его черта – он пишет об этом с улыбкой, с очень тонким, легким юмором, невероятно ярким и живым языком и с подлинным христианским смирением. Для любого человека в любых обстоятельствах этот святой дает самую яркую, простую и светлую картину христианского подвига. Он с такой легкостью, никого не осуждая, писал, как ему трудно было в монастыре (ему, откровенно скажем, пакостили там), а он так спокойно, без всякой злобы пишет об этом, можно сказать, даже с улыбкой. И вот своей манерой изложения он ставит человека в должные рамки и в нужное состояние, он как бы настраивает человека, прокладывает ему духовную колею…

Единственный совет: читать авву Дорофея надо не спеша, потихонечку осмысливать, думать, и его труды будут основой и опорой всей жизни человека.

Вторым автором для чтения после аввы Дорофея я бы предложил святителя Игнатия Брянчанинова. А именно его первый том – Аскетические опыты. Игнатий Брянчанинов – близкий к нам по времени человек. По образованию он был инженер, а стал делателем молитвы и монашеских подвигов.

Его душа болела за всех нас, православных христиан, за наших современников, болела о том, чтобы не ушли, не уклонились в сторону, не впали в духовный самообман, когда человек думает, что он достиг каких-то высот, и когда его ум все дальше и дальше начинает уводить от подвига православного смирения и смиренного восприятия самого себя. Его наставления – своеобразная инструкция, как не погубить свою душу. Святитель Игнатий – это некий орел, который парит очень высоко, и когда вы читаете колоссальный, мощный духовный опыт этого человека, просто дух захватывает.

А третий автор, которого я бы рекомендовал после первых двух, – это преподобный Иоанн Лествичник. Тем более что чтение преподобного Иоанна Лествичника в древности полагалось за чтением часов в Великий пост, это были уставные чтения. Это, можно сказать, уже цвет аскетизма. И даже немножко страшновато становится, он даже немного пугает людей своей аскезой.

Но это тоже полезно, чтобы немножко попугать.

Ну а человек, который хочет понять смысл всех этих подвижнических творений, может затем читать первый том Добротолюбия, он очень полезный. А дальше пока не спешите. Это глубокая и святая древность: Антоний Великий, Макарий Египетский – невероятная красота духовная.

Закончить этот вводный курс можно творениями святителя Феофана Затворника, книгой Путь ко спасению. Или в изложении более популярном – Письма о духовной жизни, или Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Она написана в диалоговой форме, очень просто и доступно.

Мало кто знает, что свт. Феофан был доктором богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. И то, что он пишет в Пути ко спасению – бесценно!

Его описания – невероятные по силе, по выражениям, по мысли, которые трудно вообще найти, особенно в современной психологии, когда описывается молодость, юность человека. Лучше не скажешь, как он сказал о трудностях юношеского возраста.

И еще хотелось бы, чтобы люди, которые интересуются духовной жизнью, помимо теоретических – я это очень условно говорю – сочинений прочитали бы практическое исполнение этих вещей в Житиях святых свт. Димитрия Ростовского.

Читая Жития святых св. Димитрия Ростовского, вы участвуете в их жизни сами – это практическое погружение в жизнь святых. И вот это чтение было бы очень ярким и хорошим примером: как жили святые люди и как они чувствовали, как они свою жизнь вели, как они совершенствовались, как они из силы в силу восходили и как они умирали, – это тоже очень полезно.

Записал Алексей Реутский

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О Татьяна

x

Check Also

Скорби в нашей жизни — читать, скачать — епископ Александр (Милеант)

Скорби в нашей жизни Содержание 1. Неизбежность скорбей Ежедневно жизнь убеждает нас, что скорби неизбежны. ...

Септуагинта и Вульгата в свете исследований рукописей Мертвого моря

Септуагинта и Вульгата в свете исследований рукописей Мертвого моря В статье рассматривается соотношение редакций Библии ...

Семантика смирения в агиографическом тексте: историко-лексикографический аспект

Семантика смирения в агиографическом тексте: историко-лексикографический аспект 2010 г. Московский государственный областной университет Сообщается о ...

Сектантство в Православии и Православие в сектантстве — читать, скачать — архиепископ Иоанн (Шаховской)

Сектантство в Православии и Православие в сектантстве Ошибочно думать, что все православные суть действительно не ...