Главная » Православный ликбез » Общение свойств в Иисусе Христе

Общение свойств в Иисусе Христе

Общение свойств в Иисусе Христе

Под обще́нием сво́йств (греч. αντιμεθίστασις των ιδιωμάτων, лат. communicatio idiomatum) в Богочеловеке Иисусе Христе понимается взаимное общение (проникновение) свойств Нетварной Божественной и тварной человеческой природы (естества), отражающее нераздельное и неслиянное единство человеческой и Божественной природы в единой Божественной Ипостаси (едином Лице) Иисуса Христа.

Взаимное проникновение человеческих и Божественных свойств в Богочеловеке Иисусе Христе не ведет к их смешению, но также не ведет к их разделению. Поэтому в приложении к Богочеловеку Иисусу Христу допустима взаимозамена или взаимоперемещение имен (греч., буквально означающее поставление одних имен на место других). Божественные предикаты могут соотноситься с Человеком Иисусом Христом, а человеческие – с Сыном Божьим, Логосом, Второй Ипостасью Святой Троицы.

Так, свт. Игнатий Антиохийский говорит о страдании Бога моего, пишет, что Господь, будучи безвременным и незримым ради нас сделался зримым. Свт.

Кирилл Александрийский говорит: Неприкосновенный стал осязаемым, Невидимый – видимым, ибо не было чуждо Ему соединенное с Ним тело, которое называем осязаемым и видимым. Св. Григорий Нисский учит: По причине совершенного единения воспринятой плоти и восприемлющего Божества имена взаимно заменяются, так что и человеческое называется божеским, и божеское человеческим (именем). Посему и Распятый у Павла называется Господом славы ( 1Кор.

2,8 ) и Поклоняемый от всей твари небесных, земных и преисподних именуется Иисусом ( Флп. 2,10 ). Возможность взаимозамещения имен имеет своим основанием единство Ипостаси Сына Божьего.

Св. Иоанн Дамаскин говорит: Христос – имя, означающее то и другое естество в совокупности, – называется и Богом и человеком, и сотворенным и несотворенным, и подверженным страданию и неподверженным. Так же, когда Он по одному из составляющих Его естеств (т. е. Божескому) именуется Сыном Божиим и Богом, тогда принимает свойства соприсущего естества, то есть плоти. Так, Он называется Богом – страждущим и Господом славы – распятым, – не поскольку Он – Бог, но поскольку Он же Сам есть и человек. Равным образом, когда Христос называется человеком и Сыном Человеческим, Он принимает свойства и отличия Божеского естества и (именуется) предвечным Младенцем, безначальным человеком, – не поскольку Он – Младенец и Человек, но поскольку, будучи предвечным Богом, стал напоследок Младенцем.

И таков способ взаимного сообщения (свойств), когда каждое из обоих естеств передает другому свои свойства по причине тождества ипостаси и взаимного проникновения естеств. Поэтому мы можем говорить о Христе: Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе ( Вар. 3,36,38 ); а также: человек этот не создан, не подвержен страданию и неописуем.

Общение свойств в Богочеловеке Иисусе Христе оправдывает взаимное перемещение имен, одним из вариантов которого являются теопасхистские выражения. Общение свойств в Богочеловеке Иисусе Христе также называется перихорезис.

Общение свойств (communicatio idiomatum) Божеских и человеческих в Лице Богочеловека. Догматическое богословие. Доктор богословия, профессор протоиерей Ливерий Воронов

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О Татьяна

x

Check Also

Скорби в нашей жизни — читать, скачать — епископ Александр (Милеант)

Скорби в нашей жизни Содержание 1. Неизбежность скорбей Ежедневно жизнь убеждает нас, что скорби неизбежны. ...

Септуагинта и Вульгата в свете исследований рукописей Мертвого моря

Септуагинта и Вульгата в свете исследований рукописей Мертвого моря В статье рассматривается соотношение редакций Библии ...

Семантика смирения в агиографическом тексте: историко-лексикографический аспект

Семантика смирения в агиографическом тексте: историко-лексикографический аспект 2010 г. Московский государственный областной университет Сообщается о ...

Сектантство в Православии и Православие в сектантстве — читать, скачать — архиепископ Иоанн (Шаховской)

Сектантство в Православии и Православие в сектантстве Ошибочно думать, что все православные суть действительно не ...