Главная » Православный ликбез » О поклонах при Богослужении

О поклонах при Богослужении

О поклонах при Богослужении

О поклонах при всяком богослужении

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;

— на всяком Трисвятом; Приидите, поклонимся…; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже, — 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

— на Отче наш… (в начале) — поклон;

— в конце Достойно есть… (или Задостойника) – поклон;

— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;

— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;

— на каждом иерейском возгласе — по поклону.

О поклонах во время всенощного бдения

В начале шестопсалмия, при троекратном Слава в вышних Богу — 3 крестных знамения (без поклонов!);

— в середине шестопсалмия, при троекратном Аллилуиа – 3 крестных знамения (без поклонов!);

— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;

— на Слава Тебе Господи… перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;

— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;

— после целования – 1 поклон;

— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;

— на Величит душа моя Господа, в конце каждой Честнейшей – по поклону;

— на Слава Тебе, показавшему нам свет перед великим славословием — поклон;

— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О поклонах во время Божественной Литургии

За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: Помолитеся, оглашеннии, Господеви и Оглашеннии, главы ваша Господеви приклонитепоклон творить не следует;

– на всех иерейских возгласах — по поклону;

— после малого входа, во время пения Приидите, поклонимся — поклон;

— на возгласе Яко Свят еси, Боже наш — крестное знамение без поклона;

— на Господи, спаси благочестивыя – поклон;

— на возглас диакона И во веки веков — поклон без крестного знамения;

— на Трисвятом – 3 поклона;

— на Слава Тебе, Господи… перед чтением Евангелия и после него – по поклону;

— при великом входе, когда священник возглашает Вас и всех православных христиан — поклон без крестного знамения;

— по окончании Херувимской песни, во время пения Аллилуиа – 3 поклона;

— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;

— в конце Символа веры, на …чаю воскресения мертвых… – поклон;

— на Милости мира, на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;

— на возгласе Благодарим Господа, при пении Достойно и праведно есть покланятися… – земной поклон;

— при Господних словах: Приимите, ядите… и Пийте от нея вси… — по глубокому поясному поклону;

— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением Достойно есть или Задостойника) – земной поклон;

— после Достойно есть или Задостойника – поклон;

— на Отче наш, в начале — земной поклон;

— на Отче наш в конце (при словах …избави нас от лукаваго) — поклон;

— на возгласе Святая святым — 3 поклона или земной поклон;

— при первом явлении Св. Даров, на возгласе Со страхом Божиим… — земной поклон;

— после чтения молитвы ко Причастию Верую, Господи, и исповедую…, все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;

— при втором явлении Святых Даров, на возгласе Всегда, ныне и присно… все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;

— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах Мир всем или Благодать Господа нашего Иисуса Христа…, когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;

— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;

— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;

— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

— при возгласе Главы ваша Господеви приклоните – преклонить голову;

— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.

Текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь. Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор-составитель Е. Ю. Голов.

Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5-9 февраля.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О Татьяна

x

Check Also

Скорби в нашей жизни — читать, скачать — епископ Александр (Милеант)

Скорби в нашей жизни Содержание 1. Неизбежность скорбей Ежедневно жизнь убеждает нас, что скорби неизбежны. ...

Септуагинта и Вульгата в свете исследований рукописей Мертвого моря

Септуагинта и Вульгата в свете исследований рукописей Мертвого моря В статье рассматривается соотношение редакций Библии ...

Семантика смирения в агиографическом тексте: историко-лексикографический аспект

Семантика смирения в агиографическом тексте: историко-лексикографический аспект 2010 г. Московский государственный областной университет Сообщается о ...

Сектантство в Православии и Православие в сектантстве — читать, скачать — архиепископ Иоанн (Шаховской)

Сектантство в Православии и Православие в сектантстве Ошибочно думать, что все православные суть действительно не ...