Главная » Православный ликбез » О почитании святых

О почитании святых

О почитании святых

протоиерей Олег Стеняев

В Писании о почитании, именно умерших, святых, сказано: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ).

В Книге Песнь Песней сказано: Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец ( Песн.1:7 ). Одно из известных истолкований этого текста следующее: Ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чужой и, однако, не тужил он и там, был верен (Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Протоиерей Геннадий Фаст. Енисейский благовест. 2000 г. стр.140).

Апостол Павел, например, в категорической форме заявлял: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости – Богу. Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: Я Бог… Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова ( Исх.3:6 ). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит и к святым. Он восклицал: К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое ( Пс.15:3 ).

Писание много говорит о ходатайстве одних людей за других. Например, о Моисее сказано, что когда Господь принял решение истребить израильтян, он, Моисей, ходатайствовал за них, при этом поминая усопших святых, явно прибегая и к их заступничеству. Сказано: Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламенится, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою.

И далее сказано: вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ свой ( Исх.32:11, 13-14 ).

Часто сектанты не понимают, каким образом святые могут одновременно слышать молитвы, произносимые разными людьми и в разных местах. Ведь вездесущ только Бог и только Он всевидящ.

Об умерших праведных, имена которых вспоминал и Моисей, сказано: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:32 ). То есть, они по-прежнему живы. Умерев в этом мире, они воскресли в мире вечном. Если говорить о возможности святых общаться одновременно с разными группами людей, отделенных от них пространством, то известно, что некоторые святые обладали подобным даром еще и в дни своей земной жизни. Так, например, апостол Павел, свидетельствовал о себе самом: ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа ( Кол.2:5 ). Апостол Павел, отсутствуя по плоти, даже принимал в духе вопросы о дисциплинарном наказании в Коринфской общине.

Сказано: А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.5:3-5 ). Позже апостол Павел восстановил, опять же в духе, заочно, отлученного им ранее. Сказано: так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь.

Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова ( 2Кор.2:7-10 ). То есть он действовал от лица Христа, как бы находясь у них, хотя плотью отсутствовал.

Сектанты говорят, что Сын Божий есть единственный посредник и ходатай за весь род человеческий. Но как тогда вы истолкуете следующие стихи: Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими ( Лк.12:8-9 ). Смысл этих слов более чем очевиден. Ангелы принимают активное участие в деле нашего спасения, и даже Сам Сын Божий придает этому определенное значение.

Они ходатайствуют за нас пред лицом Божиим, защищая нас и даже мстя за нас. Сказано: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ).

С другой стороны, если говорить о ходатайстве святых и ангелов, учитывая текст из первого Послания к Тимофею: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ), то здесь возникает необходимость более внимательно рассмотреть данный стих. Да, Христос, един посредник между Богом и человеками, потому что между Сыном Божиим и Его Отцом присутствует только Дух Святой. И эти взаимоотношения не нуждаются в других посредниках.

Но между нами и Христом Иисусом – огромное духовное пространство. И здесь были и есть ходатай и посредники: и ангелы, и святые, и Божья Матерь.

Если нас, например, попросят помолиться за другого человека, разве мы откажемся выступить в роли ходатая? Наша молитва будет совершаться во имя Христово. Сказано: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас ( 1Сол.5:12 ).

Об Аароне и его служении посредника и заступника, предстоятеля пред Господом Богом, сказано: И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось ( Чис.16:46-48 ). Причем сам Моисей был посредником между Богом и фараоном (наделенный всеми соответствующими правами).

Сказано: Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком ( Исх.7:1 ). Здесь мы видим, что и Аарон, находился посредником между Моисеем и народом израильским, совершая служение пророка, говорящего от лица самого Моисея, а Моисей говорил от лица Самого Бога.

О значимости молитвы умерших святых за живых верующих свидетельствует и следующий стих: И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом ( Откр.8:3 ).

Сравним этот стих из книги Откровения с другим текстом из этой же книги: И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ( Откр.6:9-10 ). Здесь мы видим, что убиенные мученики в молитве обращались к Богу по поводу живых своих гонителей. Разумно предположить, что находясь у престола Божия, они молятся и о живых собратьях, своих по вере.

Смерть не отлучает человека ни от Бога, ни от Церкви, и тем более от возможности в молитве обращаться к своему Господу. И если в дни своей земной жизни, человек может молиться за своих собратьев, то наивно предполагать, что по смерти он забывает о них. Ведь все мы во Христе – и живые, и мертвые христиане – составляем одно тело, о котором и сказано: Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:26-27 ). Мы страдаем на земле, они славятся на небесах. Посему в православной традиции Церковь земная называется воинствующей и странствующей, а Небесная называется торжествующей, но все мы составляем одно Тело под одной Главою. Как и сказано: И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток ( Кол.1:18 ). А мертвые мы или живые, мы продолжаем оставаться членами Единого Тела. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни ( Рим.14:7-8 ). В книге Варуха сказано: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою ( Вар.3:4 ).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О Татьяна

x

Check Also

Скорби в нашей жизни — читать, скачать — епископ Александр (Милеант)

Скорби в нашей жизни Содержание 1. Неизбежность скорбей Ежедневно жизнь убеждает нас, что скорби неизбежны. ...

Септуагинта и Вульгата в свете исследований рукописей Мертвого моря

Септуагинта и Вульгата в свете исследований рукописей Мертвого моря В статье рассматривается соотношение редакций Библии ...

Семантика смирения в агиографическом тексте: историко-лексикографический аспект

Семантика смирения в агиографическом тексте: историко-лексикографический аспект 2010 г. Московский государственный областной университет Сообщается о ...

Сектантство в Православии и Православие в сектантстве — читать, скачать — архиепископ Иоанн (Шаховской)

Сектантство в Православии и Православие в сектантстве Ошибочно думать, что все православные суть действительно не ...