Сиреневый день
Магия, здоровье, дети, мой юрист, туризм, уют, кулинар, красота, авто

Кем был Рюрик: шведом, аланом или чеченцем?

Летописное предание о трёх именитых заморских братьях-основателях Руси это чеченское предание о трёх именитых заморских братьях арабах из рода имама-халифа Али (т.е. из рода Пророка-«Рюрика»).
Чеченцы и Рюрики состояли в семейном родстве, а первые бояре и князья на Руси были чеченцы.
============================================================
1. У чеченцев есть легенда о миграции какой-то части их предков из Закавказья, вдоль Черноморского побережья… Детальное повествование, с обозначением попутных географических названий, заставляет верить в аутентичность этого предания.

Между прочим, в этой легенде упоминается местность Халиб.

Теперь такого названия нет, но в древности у юго-восточного побережья Чёрного моря жил народ халибы.
Чеченские муллы не могли этого знать, если это они сочинили легенду о переселении.

Исходным пунктом миграции, согласно этому преданию, называется Нахч-аван, т.е. страна нахчей (как называют себя чеченцы).

На юге Закавказья есть город и селение с таким названием.

А в местность Нахч-аван, как гласит предание, предки зтого племени пришли откуда-то из ещё более далёких мест.
Не оттуда ли переднеазиатские названия нахских богов — Мэлх, Эл, Тошоли, Нана, Эштр?
(А. Гольдштейн.

Башни в горах. М. 1977)

Очень и очень давно, когда-то в Нахичевани (закавказской) жил один выходец из Шами, по имени Сеид-Али-Шами.

После смерти старика, его три сына не захотели оставаться в Нахичевани и в поисках лучших земель для своих стад двинулись на запад.

Один из братьев, по имени Абдул-Хан, отделился от своих родичей и после долгих скитаний, вместе со своими стадами и домочадцами прибыл на берега реки Аргун (Аргун-приток Сунжи, а Сунжа-приток Терека с правой стороны).

Здесь, по преданию, остановились внуки и правнуки Сеида-Али-Шами из Нахичевани.
Край этот был тогда безлюдный, тучный, плодородный, и пришельцы быстро размножились и заняли лесные ущелья и нагорные места.
Прибыв в новый край последователями Магомета, они, однако, заброшенные и оторванные от остального мусульманского мира, скоро забыли свою религию и вернулись к первобытному язычеству.

О пришельцах долго никто из соседей не знал, и нохчий, никем не тревожимые, счастливо и безмятежно жили на новых местах, занимаясь земледелием, а главным образом скотоводством, Таково это второе сказание о происхождении чеченского народа.
(В. Пожидаев. Горцы Сев.

Кавказа. М., 1926)

Хатат, сын Амерхана из Дарго

….Старик достал исписанную арабской вязью тетрадь и, ведя пальцем по строкам,
начал рассказывать Хатату историю его рода:

— Запомни на всю жизнь, Хатат, то, что я говорю. Эта история переходит от отца к сыну.

Мы происходим из тайпа белгатой, из рода Гилсхана.

Все люди народа нохчий происходят от одного предка по имени Сайд-Али аш-Шами.

Все мы чеченцы — из царского рода, ведь Сайд-Али был царем царей в стране Шам. Через 70 лет после
смерти пророка, да будет всегда над ним приветствие Всевышнего, Сайд-Али умер, и в его царство вторглись люди зла.

Сыновьям Сайд-Али пришлось уйти оттуда. Через
много лет они поселились в Нашхе.

Оттуда и начали расселяться все чеченцы.

Запомни имена наших предков:

1. Сайд-Али, 2. Абдулхан, 3. Шамхан, 4. Хамзатхан, 5. Алхан, 6. Хасай, 7. Товзархан,
8. Сайд-Ахмад, 9. Сулумхан, 10.

Султан, 11. Саидхан, 12.

Усман, 13.

Чопхан, 14. Дауд,
15. Висолт, 16. Ахмадхан, 17.

Чодахан, 18.

Сатай, 19.

Ховра, 20.

Умар, 21. Сайпулла,
22. Хасан, 23. Хасмик, 24. Буглов, 25.

Парсбит, 26. Умархан (брат Умархана Устархан
основал аул Устаргардой), 27.

Парск, 28.

Сосак, 29.

Суслан, 30.

Сусим, 31. Веппи,
32. Ховра (в Махкетах есть место Хьовра боьра), 33. Хасай, 34.

Арслан, 35. Буглов,
36. Сати (его брат Батай основал аул Билта близ Ножай-юрта), 37.

Сатлахк, 38. Буглов
(он основал аул Белгатой в горах), 39. Арсан, 40.

Асанчи, 41.

Хасан, 42. Ада,
43. Гилсхан (он первым из белгатоевцев, переправившись через реку Ясса, основал аул
Дарго…..

А.Кастерин. «ПО ЧЕЧНЕ». 1928 г.
————-

«Это был пожелтевший лист бумаги сложенный пополам.

От долгого лежания бумага на перегибе потемнела, надломилась.

Старик, пожелтевший и надломившийся боязливо передал этот лист бумаги исписанный с внутренней стороны мелким арабским бисером. Об этой бумаге мне говорили как о летописи чеченского рода Гендригойского. Родовая запись прошедшая через тысячелетия.

С большим усилием с уговорами подходами с мобилизацией сельского председателя удалось вытянуть бумагу для перевода. Вызвали сельского кадия переполненного самодовольством важностью собственной персоны – никто кроме него во всём ауле не прочтёт этой летописи.»
Тяжел и неуклюж первод на русский язык с цветистого образного арабского

« Гендригойцам оставляю свои записи о далёком прошлом о начале нашего рода. Извещаю вас, что род наш пошёл из города Шеми, что лежит отсюда на юг в Ассирии.

Градоначальником шеми был богатый и могущественный человек по имени Ахмат-хан. Владел Ахмат-хан многими землями, было много людей ему подвластных.

Лучшие женщины города были в его гареме.

Но красой и гордостью его были три сына старший – Шамхан, средний Сеид Али и третий Абас.
Прослышали сыновья о великих и богатых горах на севере , о горах Дагестанских.

Задумали братья идти к этим горам, разведать, сколько верно говорят о горах Дагестанских. С тяжёлой скорбью отпустил Ахмат-хан своих сыновей в далёкое и неизвестное путешествие. Со многими людьми с семьями своими выехали братья на север.

Несколько лет шли братья прошли от моря и до моря, шли по берегу моря и вышли за горы Дагестанские в неизвестную, незаселённую страну.
И увидели братья, что богат и красив этот край многочисленные реки текли с гор, в реках рыб можно ловить руками, — богатые, полные всякого зверя нетронутые леса. Из скал били горячие источники, которые исцеляли от всяких болезней, сочилась нефть, которая вспыхивает от искры кремня.» …
И основали братья селение Махкеты. что значит « пришедшие к желаемой земле».

10 лет прожили братья селение Махкеты.

И во всех их делах было блогополучие.

Род их увеличивался, и стало братьям тесно жить в одном селении.

И решили они искать другое место , удобное для поселения, для посевов и скотоводства.
И нашли они большую реку, на которой один из братьев , Саид-Али, основал селение, и назвал реку и селение по имени сына своего – Аргун.
Третий Абас, после долгого исследования местности, основал селение Нашхой, в верховьях реки Аргуна.
Нашхай – страна, откуда вышли гендригойцы.
«Старший брат, Шамхан, владел селением Мехкеты.

После основания этих трёх селений было основано ещё одно – Гордали, по имени сына Шамхана.

Кроме этих четырёх селений, больше никого в те времена в Северном Дагестане не было. « Основав эти селения и укрепив свой род в богатой стране, ими открытой, братья известили своих родственников в городе Шеми, и с того времени стали переселяться и другие роды племени Нохча.

«Записываю это в году 430-м от появления Магомета»

Перевод закончен , и старик торопливо забрал от муллы летопись своих отцов, старательно завернул в обрывок газеты.

И только тогда в его глазах исчезла тревога за обрывок записанных дедовских преданий.

Перевод рукописного предания о происхождении чеченцев:
Из кн.

Н.Семёнов.

Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Спб, 1895 г.:
————

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Единому Господу Вселенной!
Да будет благословение и мир над тем, после которого нет пророка

Летопись выхода предков племени нахчу из селения Нахучуван в 17-й день месяца раджаб 63 года после хиджры, по смерти Пророка, да будет над ним благословение и мир.

Из вышеупомянутого благословенного селения Нахчуван вышли три брата: Абдул-хан, Рашид-хан,сыновья
Сеида-Али-Шами, носившего в свое время титул, Сейдул Умараи Султану Салтани (Царь Царей и Властелин Властелинов), жившего сто лет и умершего — да помилует его Аллах — Шаме.

После смерти отца их княжеская и султанская власть перешла в руки людей неправедных(буквально: сыновей неправды),а именно, место его занял Омар-бану-Хасан-Шами.

Вследствие этого, братья бежали в Нахчуван.
Из Нахчувана они ушли в Кагызман, где жили родственники отца их, в том числе их дядя Гази-Гамзат.
Там они прожили десять лет.
Младший брат Гамзат-хан там и умер.

Из Кагызмана Абдул-хан и Рашид-хан перешли в Арзуман, где прожили шесть лет.
Там умер второй брат Рашид-хан, да помилует его Аллах; он был загид (человек святой жизни).

Абдул-хан перешел в Галиб со своим семейством, состоявшим из трех сыновей, четырех дочерей, жены и племянника — сына Рашид-хана.
Здесь племянник Абдул-хана женился на дочери князя неверных Албулата.

Оставив племянника в Галибе, Абдул-хан перешел со своим семейством в одно место, где кроме волков и других диких зверей никого больше не было и где протекала небольшая речка Басхан(Баксан).
Там он построил несколько каменных башен.

Из родившихся у него на том месте сыновей одного он назвал Басханом.

Там он и умер, да помилует его Всевышний Аллах.

После Абдул-хана осталось три сына: Шам-хан, Сеид-Али, Фахруддин и четыре его дочери: Загидат, Фатимат, Хабисат и Зайнаб.

Он умер, будучи девяносто лет от роду.

Я, факир(ничтожный перед Аллахом)Шам-хан, пишущий эти строки- третье поколение от нашего предка Сеида-Али-Шами.В 153году после хиджры я выдал сестер своих замуж за князей Абазака (Абхазия часть Кабарды)и у них взял себе жену, дочь Сурхая.
Из-за сестер моих между мною и абазаками возникли вражда и ненависть, вследствие чего мы — я и братья мои- переселились с Басхана к небольшой речке(по рукописи Арсануко — переселились к р.Аргун), где основали свое местожительство.

У брата моего Сеида-Али после того родился сын, которого мы назвали Аргуном.

Сеид-Али на этом месте и остался, для Фахруддина мы избрали местом жительства Байна-Саврайни(по рукописи Арсунуко Соьрин-Корт), а я ушел в Нашх и поселился там в построенной мною каменной башне.

Это было в 213 году после хиджры.

Шам-хан умер в Нашахе.

После того в Нашхе образовалось тринадцать колен.

Я, факир Гамзат, сын Шам-хана, четвертый потомок наших предков(повествую):

Аргун, сын Сеида-Али, оставил свое место жительство(по Арсануко Чечен-Аул) своим братьям и перешел на жительство в Махкеты, вместе с ним перешел туда и дядя наш Фахруддин. Там они прожили десять лет, я же остался жить в Нашхе, на гале. Однажды мы с Аргуном и Фахруддином, по уговору, пошли осматривать окрестные горы и нашли в них одно прекрасное место, покрытое лесом.

Аргун переселился на это место и там образовался большой аул, названный Аргуном.

Фахруддин не остался там, а перешел на жительство ко мне в Нашах. В то время в горах, кроме аулов Аргун и Карата, других не было. Тогда же пришли в Аварию(Аварские горы)ханы Катабийские Сукрат и Кагар.

Сукрат поселился в Аварии, а Кагар- в Чири-Юрте.

Это было в 370 году после хиджры.

Всю плоскость занимали калмуки, царем которых был Навруз-хан, живший в Тереке.

Владения Навруз-хана находились между Темирказыком, Сарисином(кр.Царицын) , лежавшим между двумя валами, и Абазаком.

Навруз-хан и сын его Карабит владели этим местом 163 года.

Потом явился шах мутазилинов, по имени Таймас-хан, завладел пространством от Терека до Гурджистан и от Темирказыка до Сарисина, но на третий год он возвратился из этого края в свою страну где и умер.
После Таймас-хана(Темир-хан по Арсануко) явился некто Темир-Султан-хан, шах мутазилинов, завладел всем краем. Он предпринял со своими войсками, подобно своему предшественнику, военные движения и кое-чего из задуманного им достиг. В Сарисине он оставил летопись, чтобы известны были дела прежних правителей страны(по Арсануко оставил память для своих наследников).Потом он возвратился из Сарисина в Притеречный край и потом куда-то исчез.

Был ли он жив или умер — никто не знал, кроме одного человека.

Этот человек рассказывал, что видел его в царстве злых духов(джиннов), женатым на дочери царя духов; он был прикрыт покрывалом.

Войско его, сильно опечаленное, рассеялось.

Большая часть этого войска поселилась в горах, стране, называемой Награйни(т.е. между двумя реками по видимому между Волгой и Койсу)и после того в Награйнии стали жить мутазилины.

Это было в 430 году хиджры.

Я, факир Аргун, пятый потомок наших предков, был князем в горах. Других князей не было, кроме Сукрата и Кагара.

Они были неверными, а я был мусульманин.

Ислам явился к нам с востока и начался с Кара-Хайдака, где стал имамом Шейх-Ахмат, получивший титул Зу-Сайфи-ль-маслюли аш шайху-ль-кабиру-шахиду(Что значит: владетель обнаженного меча, старик преклонных лет мученик за веру.), прибывший туда с Абдулою и Абдул-Муслимом.

Все они были из дома пророка (корейши)- да будет над ним благословение и мир (в халифатство Мервана II (744-650 год) мусульманство занесено в Дагестан арабскими полководцами Бекир-бен-Абдуллахом(Абдулла), Шейх Ахматом и Абдул Муслимом).

Они распространяли Ислам войною от Кара-Хайдака до Чири-Юрта. Кагара они убили, разрушили место его пребывания, сожгли его башни и затем ушли.

Вскоре Шейх-Ахмат и Абдула были убиты, остался один Абдул-Муслим, выступивший со своими войсками против Сураката, жившего в горах.

Сураката он убил, забрал все его сокровища и драгоценности, сжег все его башни, истребил всё его владение и сам остался жить в Аварии, как Имам всего Дагестана и каждого мусульманина.

После смерти Абдул-Муслима Хунзахом опять за владел потомок Сураката.

Род Сураката со временем умножился и власть переходила в нем по наследству от одного к другому.

Следовательно, все князья Хунзаха происходят от Сураката, а не от посланника Божьего- да будет над ним благословение и мир. Весь Дагестан, вплоть до Яссы(земля осетин), остался в их власти.

Описанное произошло в 645 году после хиджры.
———————-

Это летопись (переписана) в году появления Имама Гази-Мухаммада Гимринского в 1244 году после хиджры, который впоследствии, после третьего намаза, в понедельник 12 рабиуль-ахира 1248года хиджры, умер мучеником в рукопашном бою во время сражения с неверными.

Кадий Ичкерии Шамиль Каратаев
Мулла Арсануко из селения Цонторой.

Перевод рукописи с арабского языка.

ИСПРАВЛЕНОЕ:
———————-
Перевод рукописного предания о происхождении чеченцев:
Из кн. Н.Семёнов.

Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Спб, 1895 г.:
————

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Единому Господу Вселенной!
Да будет благословение и мир над тем, после которого нет пророка

Летопись выхода предков племени нахчу из селения Нахучуван в 17-й день месяца раджаб 63 года после хиджры, по смерти Пророка, да будет над ним благословение и мир.

Из вышеупомянутого благословенного селения Нахчуван вышли три брата: Абдул-хан, Рашид-хан, Гамзат-Хан – сыновья Сеида-Али-Шами, носившего в свое время титул, Сейдул Умараи Султану Салтани (Царь Царей и Властелин Властелинов), жившего сто лет и умершего — да помилует его Аллах — Шаме.

После смерти отца их княжеская и султанская власть перешла в руки людей неправедных(буквально: сыновей неправды),а именно, место его занял Омар-бану-Хасан-Шами.

Вследствие этого, братья бежали в Нахчуван.
Из Нахчувана они ушли в Кагызман, где жили родственники отца их, в том числе их дядя Гази-Гамзат.
Там они прожили десять лет.
Младший брат Гамзат-хан там и умер.

Из Кагызмана Абдул-хан и Рашид-хан перешли в Арзуман, где прожили шесть лет.
Там умер второй брат Рашид-хан, да помилует его Аллах; он был загид (человек святой жизни).

Абдул-хан перешел в Галиб со своим семейством, состоявшим из трех сыновей, четырех дочерей, жены и племянника — сына Рашид-хана.
Здесь племянник Абдул-хана женился на дочери князя неверных Албулата.

Оставив племянника в Галибе, Абдул-хан перешел со своим семейством в одно место, где кроме волков и других диких зверей никого больше не было и где протекала небольшая речка Басхан(Баксан).
Там он построил несколько каменных башен.

Из родившихся у него на том месте сыновей одного он назвал Басханом.

Там он и умер, да помилует его Всевышний Аллах.

После Абдул-хана осталось три сына: Шам-хан, Сеид-Али, Фахруддин и четыре его дочери: Загидат, Фатимат, Хабисат и Зайнаб.

Он умер, будучи девяносто лет от роду.

Я, факир(ничтожный перед Аллахом)Шам-хан, пишущий эти строки- третье поколение от нашего предка Сеида-Али-Шами.В 153году после хиджры я выдал сестер своих замуж за князей Абазака (Абхазия часть Кабарды)и у них взял себе жену, дочь Сурхая.
Из-за сестер моих между мною и абазаками возникли вражда и ненависть, вследствие чего мы — я и братья мои- переселились с Басхана к небольшой речке(по рукописи Арсануко — переселились к р.Аргун), где основали свое местожительство.

У брата моего Сеида-Али после того родился сын, которого мы назвали Аргуном. Сеид-Али на этом месте и остался, для Фахруддина мы избрали местом жительства Байна-Саврайни(по рукописи Арсунуко Соьрин-Корт), а я ушел в Нашх и поселился там в построенной мною каменной башне.

Это было в 213 году после хиджры.

Шам-хан умер в Нашахе.

После того в Нашхе образовалось тринадцать колен.

Я, факир Гамзат, сын Шам-хана, четвертый потомок наших предков(повествую):

Аргун, сын Сеида-Али, оставил свое место жительство(по Арсануко Чечен-Аул) своим братьям и перешел на жительство в Махкеты, вместе с ним перешел туда и дядя наш Фахруддин. Там они прожили десять лет, я же остался жить в Нашхе, на гале.

Однажды мы с Аргуном и Фахруддином, по уговору, пошли осматривать окрестные горы и нашли в них одно прекрасное место, покрытое лесом. Аргун переселился на это место и там образовался большой аул, названный Аргуном.

Фахруддин не остался там, а перешел на жительство ко мне в Нашах. В то время в горах, кроме аулов Аргун и Карата, других не было.

Тогда же пришли в Аварию(Аварские горы)ханы Катабийские Сукрат и Кагар.

Сукрат поселился в Аварии, а Кагар- в Чири-Юрте.

Это было в 370 году после хиджры.

Всю плоскость занимали калмуки, царем которых был Навруз-хан, живший в Тереке.

Владения Навруз-хана находились между Темирказыком, Сарисином(кр.Царицын) , лежавшим между двумя валами, и Абазаком.

Навруз-хан и сын его Карабит владели этим местом 163 года.

Потом явился шах мутазилинов, по имени Таймас-хан, завладел пространством от Терека до Гурджистан и от Темирказыка до Сарисина, но на третий год он возвратился из этого края в свою страну где и умер.
После Таймас-хана(Темир-хан по Арсануко) явился некто Темир-Султан-хан, шах мутазилинов, завладел всем краем.

Он предпринял со своими войсками, подобно своему предшественнику, военные движения и кое-чего из задуманного им достиг. В Сарисине он оставил летопись, чтобы известны были дела прежних правителей страны(по Арсануко оставил память для своих наследников).Потом он возвратился из Сарисина в Притеречный край и потом куда-то исчез.

Был ли он жив или умер — никто не знал, кроме одного человека. Этот человек рассказывал, что видел его в царстве злых духов(джиннов), женатым на дочери царя духов; он был прикрыт покрывалом. Войско его, сильно опечаленное, рассеялось.

Большая часть этого войска поселилась в горах, стране, называемой Награйни(т.е. между двумя реками по видимому между Волгой и Койсу)и после того в Награйнии стали жить мутазилины.

Это было в 430 году хиджры.

Я, факир Аргун, пятый потомок наших предков, был князем в горах. Других князей не было, кроме Сукрата и Кагара.

Они были неверными, а я был мусульманин.

Ислам явился к нам с востока и начался с Кара-Хайдака, где стал имамом Шейх-Ахмат, получивший титул Зу-Сайфи-ль-маслюли аш шайху-ль-кабиру-шахиду(Что значит: владетель обнаженного меча, старик преклонных лет мученик за веру.), прибывший туда с Абдулою и Абдул-Муслимом.

Все они были из дома пророка (корейши)- да будет над ним благословение и мир (в халифатство Мервана II (744-650 год) мусульманство занесено в Дагестан арабскими полководцами Бекир-бен-Абдуллахом(Абдулла), Шейх Ахматом и Абдул Муслимом).

Они распространяли Ислам войною от Кара-Хайдака до Чири-Юрта.

Кагара они убили, разрушили место его пребывания, сожгли его башни и затем ушли.

Вскоре Шейх-Ахмат и Абдула были убиты, остался один Абдул-Муслим, выступивший со своими войсками против Сураката, жившего в горах.

Сураката он убил, забрал все его сокровища и драгоценности, сжег все его башни, истребил всё его владение и сам остался жить в Аварии, как Имам всего Дагестана и каждого мусульманина.

После смерти Абдул-Муслима Хунзахом опять за владел потомок Сураката.

Род Сураката со временем умножился и власть переходила в нем по наследству от одного к другому. Следовательно, все князья Хунзаха происходят от Сураката, а не от посланника Божьего- да будет над ним благословение и мир.

Весь Дагестан, вплоть до Яссы(земля осетин), остался в их власти.

Описанное произошло в 645 году после хиджры.
———————-

Это летопись (переписана) в году появления Имама Гази-Мухаммада Гимринского в 1244 году после хиджры, который впоследствии, после третьего намаза, в понедельник 12 рабиуль-ахира 1248года хиджры, умер мучеником в рукопашном бою во время сражения с неверными.

Кадий Ичкерии Шамиль Каратаев
Мулла Арсануко из селения Цонторой.

Комментарии закрыты.