Сиреневый день
Магия, здоровье, дети, мой юрист, туризм, уют, кулинар, красота, авто

Катастрофа «Осовиахима-1»: как стратонавты пытались улететь в космос на воздушном шаре

В 30-е годы прошлого столетия мир будоражили полеты в стратосферу – так называется слой атмосферы на высоте от 11 до 50 километров. Исследования, проводимые на этой высоте, сулили настоящий прорыв в строительстве самолетов, военном деле и даже в грядущем покорении космоса.

И поэтому вплоть до появления реактивных самолетов и геофизических и метеорологических ракет, высоту вновь и вновь штурмовали отчаянные храбрецы на воздушных шарах.

На заре воздухоплавания, в XIX веке, это были классические шары с плетеными корзинами, а стратостаты с герметичными гондолами стали строить значительно позже.

СССР в 30-х годах также принял активное участие в покорении верхних слоев атмосферы.

Несмотря на то, что имена наших стратонавтов не так известны, как имена первых космонавтов, их подвиг не менее значим для развития науки и укрепления престижа страны.

Стратонавтика в СССР – первые шаги

Предложение использовать для исследования верхних слоев атмосферы пилотируемые воздушные шары с герметично закрытой гондолой впервые было высказано Д. Менделеевым еще в 1875 году.

Впоследствии стратонавтика развивалась именно в этом направлении.

К началу XX века интерес к полетам на воздушных шарах в научном мире был довольно слабым. Полеты такого рода воспринимались скорее как спорт. Все научные задачи – измерение температуры воздуха, влажности и т.д. – в это время научились решать, отправляя автоматические зонды.

Однако, в 1912 году Виктор Гесс открыл космические лучи.

Аппаратура для их изучения требовала обязательного присутствия человека.

Это дало мощный толчок к движению в стратосферу.

Первые успехи были достигнуты исключительно иностранными учеными.

В 1932 году швейцарец Паккар совершил полет на рекордную высоту – 16 201 метр.

Мир ждал того, кто побьет этот рекорд, и практически, никто не сомневался, что следующим рекордсменом станет США.

Однако в 1933 году стратостат «СССР-1» поднялся на высоту 19 километров.

Экипаж этого стратостата состоял из Э. К. Бирнбаума, К. Д. Годунова, Г. А. Прокофьева.

Над созданием шара и гондолы трудились лучшие инженеры страны, было предусмотрено все, что нужно для безопасности и удобства экипажа.

С воздухоплавателями поддерживалась постоянная радиосвязь, шесть наблюдательных пунктов постоянно фиксировали положение воздушного шара.

Полет начался 30 сентября в 8.40 на одном из московских аэродромов, и благополучно завершился в тот же день около 17 часов.

В 14.50, когда была достигнута высота 19 километров, экипаж отправил на землю радиограмму: «ЦК ВКП(б) — тов. СТАЛИНУ, Реввоенсовету — тов. ВОРОШИЛОВУ, Совнаркому СССР — тов.

МОЛОТОВУ. Экипаж первого советского стратостата выполнил поставленную перед ним задачу и сообщает о благополучном завершении подъема стратостата «СССР» на высоту 19 000 м (по приборам).

Экипаж готов к дальнейшей работе по овладению стратосферой.

Командир стратостата «СССР» Прокофьев, пилот Бирнбаум, инженер Годунов».

На рекордной высоте шар пробыл около двух часов, все это время экипаж проводил необходимые измерения.

В ноябре того же года американские аэронавты попытались побить советский рекорд высоты, но безуспешно.

Так СССР включился в «стратосферную гонку».

Комментарии закрыты.