Сиреневый день
Магия, здоровье, дети, мой юрист, туризм, уют, кулинар, красота, авто

Ханты и манси: самые шокирующие факты

Многие люди считают, что ради раскрытия непознанных тайн цивилизации необходимо отправляться на другие континенты: бороздить моря, пересекать пустыни и лазить по джунглям. А между тем, в России встречаются народы, чей быт, традиции и взгляды на жизнь способны удивить или даже шокировать.

Например, манси и ханты, с древних времен живущие на бескрайних просторах Югры, поставили перед историками и этнографами немало вопросов, ответы на которые не найдены до сих пор.

Это два разных народа

Несмотря на безусловное родство, которое выражается в схожести языков и многих обрядов, ханты и манси – разные народы. Но так уж повелось, что колонизаторам Западной Сибири, представлявшим интересы Российской империи, было не до выявления этнографических различий.

Жителей Югры упоминали всех скопом и в официальных документах, и в научных исследованиях.

Такой подход привел к возникновению Ханты-Мансийского автономного округа.

Общее название, которое ученые придумали, чтобы оправдать объединение двух народов, звучит как «обские угры». Поскольку эти люди живут в бассейне Оби и относятся к финно-угорским народам.

Кстати, их ближайшими родственниками, по мнению лингвистов, являются венгры (мадьяры).

Хантыйский, мансийский и венгерский входят угорскую группу уральской языковой семьи.

Считается, что этногенез двух коренных народов Западной Сибири произошел на Урале в результате смешения местных жителей, обитавших на этих землях с эпохи неолита, и финно-угорских племен, пришедших с юга.

Затем и ханты, и манси были вытеснены на северо-восток воинственными соседями.

Главным отличием двух вышеупомянутых народов друг от друга является их образ жизни. Манси (вогулы) – это оленеводы-кочевники, населяющие тундру. Их быт соответствует основному занятию.

Хотя они также промышляют охотой, добыча пушного зверя никогда не являлась для них главным источником дохода.

Ханты (остяки) живут в тайге и по берегам Оби, Иртыша, а также их притоков.

Они – умелые охотники и рыбаки.

Изначально эти люди жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес.

Поэтому среди хантов культ поклонения духам деревьев развит не меньше, чем почитание тотемных животных.

Впрочем, начиная с XIX века, многие ханты занялись оленеводством.

Среда обитания и основной вид деятельности у вогулов и остяков, как их называли раньше, различны, а значит и жизненный уклад – другой.

Согласно переписи населения России 2010 года, численность народа ханты превышает 30 тысяч человек, манси намного меньше – всего около 12 тысяч представителей.

Жертвоприношения иконам

Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман.

И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.

Эти люди продолжают следовать своим традициям.

Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища.

Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают.

Иногда ханты и манси мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах, которые есть почти в каждом доме, поскольку воспринимают эти лики как языческих божков.

Так, верховного бога, именуемого Нум-Торум, здесь ассоциируют с Николаем Угодником, ведь именно к нему обращаются верующие, если нужна помощь в конкретном деле. Например, в охоте на лося.

А богиня земли Калтась-эква воспринимается местными верующими как Богоматерь.

С таким религиозным синкретизмом пока ничего не могут поделать православные священники, ведь на словах манси и ханты – христиане.

Празднуют убийство медведя

Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения.

Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше.

Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа.

Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми.

На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты.

Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера.

Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно.

На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления.

Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц.

Медвежий праздник – это альтернативная реальность, своеобразное зазеркалье, где мир духов переплетается с явью.

Допускают супружеские измены

Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей, ведь добрачные связи не считаются среди них чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины никак не препятствует девушке, если она решила выйти замуж.

С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница доказала, что способна выносить и родить здоровое потомство.

А вот бесплодие – это реальная трагедия в глазах хантов и манси. Они даже допускают супружескую измену, если у женщины никак не получается забеременеть от мужа.

В случае бесплодия первой избранницы, мужчине разрешается двоеженство.

Эти люди считают, что тяжелые роды свидетельствуют о неверности дамы, ведь так ее наказывают сами боги – при рождении ребенка не от официального супруга она испытывает намного больше страданий и боли, чем порядочная женщина.

А дела богов не касаются простых смертных.

И каждое дитя принято встречать с радостью.

Кастрируют оленей зубами

Манси, как правило, держат большие стада оленей.

Мясо этих животных употребляют в пищу, из шкур шьют традиционную одежду, рога и кости используются в изготовлении различных инструментов и домашней утвари.

Иногда оленями расплачиваются при расчетах друг с другом.

В большом стаде оставляют одного (реже двух) самца-производителя. Он и осеменяет самок в период гона.

Большинство подросших животных мужского пола кастрируют: иначе они начнут жестоко драться за оленух, что чревато потерями для хозяев.

Кроме того, после оскопления бывшие самцы лучше набирают вес.

В старину, не имея необходимых инструментов и опасаясь заражения животных, манси надкусывали яйца подлежащих кастрации молодых оленей… собственными зубами.

Это стало традицией, которой некоторые животноводы следуют до сих пор.

Едят содержимое оленьих желудков

Многие народы мира могут удивить своими национальными блюдами. И коренные жители Сибири – не исключение. Они едят не только внутренности оленей, но и содержимое их желудков.

Этот деликатес называется «каныга», зимой он обычно состоит из полупереваренного ягеля, а летом – из листвы кустарников, травы, лишайников и грибов, подвергшихся воздействию желудочных соков оленя.

Считается, что каныга очень полезна, она способствует перевариванию животной пищи.

Для обогащения витаминами и микроэлементами это блюдо употребляют вместе с северными ягодами: брусникой, голубикой и другими.

Кроме того, манси и ханты пьют кровь только что зарезанного оленя, а также едят костный мозг из голеней животного, разбивая их обухом топора.

Сырое мясо, пока оно еще не остыло, по мнению аборигенов Югры, помогает от многих болезней, укрепляет иммунитет человека, придает ему сил и согревает изнутри, что немаловажно во время сильных морозов.

Кровная месть

Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с другом на протяжении нескольких поколений.

За убийство родственника здесь принято мстить семье виновника преступления.

Интересно, что этот обычай распространяется и на медведей.

Если «хозяин тайги» лишит жизни охотника, пришедшего в лес за добычей, то сородич покойного должен отправиться в тайгу и покарать косолапого преступника.

Причем труп такого медведя-убийцы полагается сжечь, и никакого праздника в его честь не устраивать.

Играют на 27 инструментах

Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей.

Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты. Исследователи насчитали 27 их видов, каждый из которых связан с каким-то тотемным животным или языческим ритуалом. К примеру, семиструнная арфа – это лебедь.

А есть еще тумран, нарс-юх, нерыпь, кугель-юх, нин-юх и многие другие музыкальные инструменты.

Обряд воздушного погребения

Одной из древнейших похоронных традиций является воздушное погребение.

Хотя слово «погребение» здесь явно не подходит, ведь тело покойного во время похорон подвешивают на специальной перекладине или оставляют на высоком помосте в особом месте.

Так делают некоторые народы, придерживающиеся языческих верований, чтобы душа человека могла улететь по воздуху в иной мир для следующего воплощения.

Своих усопших хоронят таким образом не только отдельные ханты и манси, но и некоторые ненцы, нганасаны, ительмены, якуты, тувинцы, алтайцы и другие, в том числе и ирокезы Северной Америки.

Поделиться:

Вот сволочи эти русские колонизаторы — всех крестили одним чохом. А ведь между ханты и манси такие огромные различия: одни хоронят своих умерших на ветках в лесу справа, а другие несут хоронить на ветках налево.

Ну ни хрена не понимают в тонкостях югорской души эти бестолковые русские!

Нужно и надо уважать и воспринимать как должное к обычаям, традициям всех народов в Росси, иначе противоречия будут возрастать и в конечном итоге приведет к распаду России. А хотим ли мы этого?

Каждый решает решает сам, исходя из своих убеждений.

Вообще-то автор сочинила столько, что смешно даже. При этом девушка (судя по интеллекту) совершенно упустила из виду, что до революции 1917 года женщина у остяков и вогулов не имела даже имени — в отличие от собаки.

Если она рожала, то ее отселяли в отдельный чум, поскольку она считалась грязной.

Карантин длился несколько месяцев.
Специально для Г.Тен информация: девушка наврала — и явно не без умысла — про колонизаторов. Дело в том, что русские появились в Югре в начале 13 века — когда с Кавказких гор и долин выползли татары на русские земли.

Жители Чалого Дона переселились на берега Иртыша и Оби семьями, даже знаменитых коней бахмутов голубого окраса привели с собой. Правда, в последствии они переродились, стали низкорослыми и мохнатыми. Русские чалдоны дали имена многим югорским поселениям — Самарово (убитый ермаковским атаманом князь Самар, скорее всего был потомком чалдона, м.б. даже без примеси угорской крови).

Так что редакторам «Русской семёрки» надо базар авторов фильтровать.

А то Тоорум-Маа накажет за вранье. Добавлю, что в начале 20-х один литературный прохвост сочинил якобы мансийский эпос (в стиле «Песни о Гайавате» Лонгфелло).

И его имел дурость похвалил сам Горький — он же не знал, что этот проходимец физически не мог встречаться с шаманом из Югры, да и историю Севера не знал.

И вот из рук гов…ка манси получили в руки фальшивую историю о том, как их предки боролись против русских колонизаторов, хотя и с приходом Ермака остяки и Угры, которых грабил и убивал Кучум из Бухары, добровольно встали на сторону русских, о чем приняли решение на сходе родов — историю, ребята, надо учить по документам, а не из опусов с сомнительных сайтов.

Тен прав: надо уважать обычаи народов России, а не сочинять фигню, как ханты отгрызали яйца у оленей — с металлом у них проблем не было — сходите в Музей народов Севера в Ханты-Мансийске и убедитесь.

Извините за опечатки.

Немного ещё о чалдонах, о которых тоже много ерунды пишут, путая их со староверами-кержаками, которые пришли в Сибирь на пять поколений позднее. Так вот, помимо Самаровых (или Самаркиных — от слов Сам-Ар) рядом с теперешним Ханты-Мансийском и Сургутом жили Каяловы (знаменитая по летописям река на юге России), Цингаловы, князьями родов были носители русских фамилий Бардак (в Сургуте приток Оби), Роман, Боянд, Дон.

Русские фамилии также Кельчины, Байлаковы. Чалдоны, кстати, активно боролись с царскими отрядами, потому что это была их родная земля! А нам сейчас вешают лапшу про оккупантов.

Так что ребят можно и за разжигание межнациональной розни привлечь.

Чтобы другим неповадно было врать!

Нагнала девица мути, а о самом главном, умолчала. Не долго им осталось пасти оленей. Слабы они на водочку.

Если при Советах, их ограничивали в питии, то сейчас в Ямальской тундре, пооткрывали хренову тучу «факторий», где их обирают и спаивают.

И делают это не «проклятые колонизаторы», а оборотистые обормоты из местных же.

Вот такая ерунда происходит на просторах Ямала и не только Ямала.

Если раньше с малыми народами Севера, тютюшкались, как с малыми детьми, то сейчас они на самовыживании.И я это не из пальца высосал, а жил я там, три года назад уехал с Ямала, обратно в Якутию и здесь не лучше.

Комментарии закрыты.