Сиреневый день
Магия, здоровье, дети, мой юрист, туризм, уют, кулинар, красота, авто

Весенние ямы и ухабы: как возместить ущерб за поврежденный автомобиль

Весенние ямы и ухабы: как возместить ущерб за поврежденный автомобиль

С приходом весны автомобилистов всей страны ожидают неприятные дорожные сюрпризы. Речь идет, к сожалению, о привычных российскому сердцу ямах и ухабах.

Авто.Вести.Ru выяснили, почему по весне дорожное полотно напоминает вспаханное поле и как возместить ущерб за «покалеченный» из-за ямы автомобиль.

С приходом весны автомобилистов всей страны ожидают неприятные дорожные сюрпризы.

Речь идет, к сожалению, о привычных российскому сердцу ямах и ухабах. Один из вопросов, который мучает водителей – почему по весне трассы выглядят так, будто кто-то решил вспахать асфальт, а заделанные осенью ямы снова «радуют» своим присутствием?

Эксперты-дорожники каждый год объясняют одно и то же.

Во-первых, важный фактор данного явления – климатические условия.

Больше всего дорожное полотно разрушают частые переходы температуры через ноль градусов. Так что, если зима была не сильно морозной, а столбик термометра часто поднимался к нулю, определенно стоит ждать неприятностей. Во-вторых, немаловажна загруженность магистралей.

Чем больше автомобилей курсируют по улицам, тем больше вероятность получить весной стиральную доску вместо дороги. Третий пункт, а он, наверное, и самый интересный — это как раз технология и качество строительства и ремонта российских дорог.

И тут речь идет больше не о качестве материалов, а скорее о специфике работы российских дорожных служб, халтурное исполнение которой заставляет раз от раза возвращаться к одним и тем же ямам.

За дорожные ухабы все хором ругают и государственные департаменты ЖКХ, и ГИБДД, и ОАТИ, и местные власти. Происходит это потому, что люди просто не знают, кто конкретно виноват.

Здесь важно помнить, что по закону полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и фирм, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам.

Куда жаловаться на дорожные ямы?

На федеральной трассе
«Горячая линия» Росавтодора

В Москве
«Горячая линия» Дорожной
инспекции ОАТИ:

Собственно, эти структуры обязаны обозначать места проведения работ и повреждения дорожного полотна – на покрытии выставляются дорожные знаки и заграждения с предупредительными сигнальными огнями.

Интересно, что в России есть четкие параметры допустимых размеров для дорожных ям. По ГОСТу 50597 — 93 г., это: длина — 15 см, ширина — 60 см, глубина — 5 см.

Получить компенсацию можно только, если выбоина хоть немного превышает любой из параметров.

«Необходимо менять систему работы дорожников, а именно прописать в контрактах на строительство и ремонт показатели качества, гарантию и сроки службы, а также четко определить, что именно компания-строитель дороги несет ответственность за яму. Сейчас искать правду приходится в судах. А в идеале все должно быть прозрачно.

На уровне мэрий, местных властей и органов надзора должны быть комитеты, регулирующие эти вопросы в досудебной порядке», — заявил Авто.Вести.Ru директор межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев.

К сожалению, на данный момент, если машина пострадала от дорожной ямы, официального прописанного плана куда идти и с кого требовать деньги, не существует. «Чаще всего водители просто страхуют свои машины, а страховщики потом выплачивают ущерб.

Им, кстати, судиться смысла нет, так как на тарифах они получают гораздо больше, чем отдадут за ремонт сломанного по вине ямы авто.

Страховщики пойдут в суд, только если сумма ущерба будет ну очень большая – например, по вине дороги пострадают 100 автомобилей, застрахованные в одной фирме», — объясняет Дмитрий Леонтьев.

Но, несмотря на долгий процесс и возню с бумажками, иной раз все же стоит побороться за свои права и попытаться отсудить затраты на ремонт автомобиля, пострадавшего в результате попадания в необозначенную яму или трещину.

Итак, что необходимо делать, если «посчастливилось» попасть в яму на дороге:

1 Для начала нужно вызвать сотрудников ГИБДД для составления и оформления протокола о ДТП.

До приезда инспекторов не следует трогать и сдвигать автомобиль с места.

Постарайтесь сразу же найти минимум двух свидетелей аварии (можно родственников), записать их телефоны и адреса (желательно паспортные данные).

Весенние ямы и ухабы: как возместить ущерб за поврежденный автомобиль

2 Во время составления протокола проверьте, указаны ли в схеме размеры ямы и факт отсутствия дорожных знаков и ограждений.

Если нет, то настаивайте на обязательном внесении этих данных в документ, а также на присутствии при составлении протокола понятых.

Потребуйте, чтобы вам сразу же выдали копию протокола.

3 Обязательно сделайте фотографии ямы, участка дороги, поврежденного автомобиля. Можно сделать снимки на мобильный телефон.

По возможности, лучше снять видео.

Дело в том, что после того, как ГАИ проинформирует ответственные за данный участок дороги службы о ДТП, последние могут успеть «залатать» яму до судебного разбирательства, будто ничего и не было.

Поэтому на руках должны быть фото- или видео доказательства существования трещины, желательно с указанием даты и времени съемки.

4 Составляя акт, который потом нужно будет приложить к фото, укажите, где и когда велась съемка, что конкретно изображено на фото и видео.

Важно также помнить, что в законодательстве РФ есть норма, требующая для проведения экспертизы подлинности фото- и видеоаппарат, на котором они делались.

5 Не забудьте вписать в акт все данные свидетелей.

Обязательно должна присутствовать подпись – ваша и свидетелей.

Только после этого вы и ваш автомобиль можете покинуть место ДТП. В случае какого-либо дискомфорта по здоровью после аварии, стоит обратиться в поликлинику, так как у водителя и пассажиров пострадавшего авто могут быть скрытые травмы, что лучше задокументировать.

Далее, когда ГИБДД оформит все документы, постарайтесь снять с них копии и держать ситуацию на контроле, включая личное присутствие на группе разбора.

Инспектора ГАИ должны также проинформировать водителя о том, в чьем ведении находится участок, на котором образовалась злополучная яма.

Но милиционеры по каким-либо причинам (сговор с дорожниками, нежелание работать) могут этого не сделать. Важно добиться от них данных о компании, которая выступит ответчиком в суде.

Но если сделать этого все-таки не удается, можно обратиться в прокуратуру, которая истребует всю информацию и уже самостоятельно направит дело в суд. Важно помнить, что получить компенсацию может только тот автомобилист, вины которого в ДТП нет.

Если ГИБДД обвинило в аварии водителя, это решение можно обжаловать в вышестоящей инспекции или суде.

Тут опять могут пригодиться акт описания, фото- и видеоматериалы с места аварии.

Дела судебные

Если ГИБДД не признала вины водителя и не стала скрывать имя ответчика, то сперва можно попробовать решить дело в досудебном порядке. Кстати, чем больше гаишники дадут информации об ответчике, тем проще будет найти эту компанию. Главное — правильное название (без сокращений), желательно также юридический адрес, ИНН и ОГРН.

По любому из этих пунктов фирму и все ее реквизиты можно найти в Едином государственном реестре юридических лиц, который находится в открытом доступе на официальном сайте ФНС. Если в реестре компании не оказалось, то можно послать в налоговую запрос через сайт и подождать ответа или обратиться к организациям, которые предоставляют такого рода информацию в платном порядке.

После того, как данные об ответчике получены, можно сперва послать виновникам-дорожникам требования о возмещении вреда с предложением добровольного урегулирования. На время для раздумья у последних есть месяц.

А сумму ущерба лучше вычислить в специализированной оценочной фирме.

Весенние ямы и ухабы: как возместить ущерб за поврежденный автомобиль

Если «по-хорошему» решить проблему не получилось, дальше дорога только в суд.

Тут важно правильно и подробно составить исковое заявление, приложить к нему все имеющиеся материалы и документы, после чего подать в районный суд по месту нахождения ответчика.

Правда, если в результате аварии здоровью водителя был причинен вред, подать заявление можно в районный суд по месту жительства.

Процесс возмещения ущерба в данной ситуации, безусловно, не легкий и долгий, но вполне вероятно, что дело решится в пользу пострадавшего водителя. «Сейчас у дорожников нет стимула делать качественные дороги. Законы есть, а система не работает.

Поэтому ямы никуда не исчезнут.

Суды — очень сложный для рядового россиянина процесс.

Другой выход – специальные органы власти, которые будут стимулировать строителей и решать такие вопросы в досудебном порядке», — резюмировал директор межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог».

К слову, ответственность можно возложить не только на дорожников, но и на автоинспекторов. Как указано в пункте №58 Дорожного регламента ГИБДД, который вступил в силу 1 сентября 2009 года, придя на смену «Наставлениям по работе ДПС» от 1999 года, сотрудник ДПС должен осуществлять регулирование дорожного движения, если есть «необходимость предупреждения объезда возникшего препятствия, места дорожно-транспортного происшествия, проведения аварийно-спасательных работ и другие случаи осложнения дорожной обстановки». А делать это можно лично, либо установив временные дорожные знаки и указатели, ограждения участка дороги техническими средствами организации дорожного движения (конусами, сигнальной лентой и другими).

Формулировка, конечно, не конкретная, но как основание для суда подходит и она.

Например, именно гаишников двое уфимцев через суд пытаются заставить выявить и оградить все ухабы в столице Башкирии. А адвокат из Казани подал в суд на Миндортранс Татарстана сразу по нескольким ДТП, произошедним из-за дефектов дорожного полотна.

Так что судебные разбирательства по данным вопросам уже не такая редкость, главное — правильно и основательно подготовиться к суду.

Важно не отчаиваться и добиваться справедливости во всех инстанциях.

Тем более не бояться идти в суд — процесс этот небыстрый, но как показывает практика, вполне рабочий.

Ведь если так и продолжать ничего не делать, попадать в ямы и ремонтировать автомобиль из собственного кармана, вокруг ничего не изменится.

А вот если дорожники-растяпы начнут регулярно выплачивать водителям ущерб за пробитые колеса и погнутые диски, у них сам собой появится стимул аккуратнее относится к своей работе и следить за ямами и ухабами на российских дорогах.

Впрочем, помочь ремонтникам может любой желающий.

Чуть выше указаны телефоны, по которым можно сообщить о мешающей проезду яме.

Москвичи также могут оставить сообщение о повреждении дорожного полотна города прямо на сайте ОАТИ.

Комментарии закрыты.