Главная » Верую » Опыт духовный (религиозный)

Опыт духовный (религиозный)

Опыт духовный (религиозный)

О́пыт духо́вный (религиозный, мистический) — полнота знаний, личных переживаний и ощущений, практических навыков и умений, приобретённых в процессе религиозно-нравственной деятельности, направленной на единение с Богом, духовное преображение и совершенство.

Что является фундаментальной основой и главными источниками христианского духовного опыта?

Основой духовного опыта является вера. Вера служит опорой и внутренним стержнем христианина. Без веры невозможно ни правильное устроение жизни вообще, ни стяжание духовного опыта в частности. Необходимо отметить, что полноценный духовный опыт приобретается лишь в рамках праведной жизни, ибо в лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху ( Прем.1:4 ).

Наиболее доступными и первичными источниками духовного опыта являются устные наставления и письменные пособия, прежде всего — Священное Писание и святоотеческие сочинения. Кроме того приумножению опыта служит исследование и анализ собственной жизни.

Изучая Священное Писание и Предание Церкви, слушая проповеди и поучения, человек приобретает теоретические знания, необходимые для должного устроения жизни. В процессе христианской практической деятельности человек совершает грехи, испытывает скорби, но вместе с тем — кается, совестится, преодолевает ошибки, испытывает благодатную радость. Все это вкупе обогащает практические знания, приумножает духовную мудрость.

По мере уподобления Богу и единения с Ним человеку могут открыться и такие возможности, как непосредственное личностное общение с Богом и Его святыми, непосредственное созерцание Божественного Света. Это особая сфера духовного опыта — мистическая. Такой мистический опыт достижим на высших ступенях подвижнической жизни. (Разумеется, в исключительных случаях Бог может явить Себя даже и грешникам.

В этих обстоятельствах у грешника появляется дополнительный шанс прислушаться к Господу и начать кардинально менять свою жизнь. К сожалению, часто бывает наоборот: грешник не воспринимает Божественное откровение с должным вниманием, не делает далеко ведущих правильных выводов).

Когда на пути восхождения по лестнице духовных совершенств подвижник вступает в брань с духами злобы, которым ненавистно его стремление к Добру, учится распознавать их внушения, преодолевать козни, избегать ловчих сетей, западней, он обогащается опытом духовной борьбы. Многие подвижники, по Промыслу Божию, созерцали демонов чувственным образом или духовно. Теоретические и практические знания, вынесенные из опыта общения и противодействия падшим ангелам также пополняли сокровищницу их духовного опыта.

Чем руководствуются христиане, утверждая, что только их духовный опыт истинен?

Источником христианства является воплотившийся Бог, а не учения Его творений — людей, живущих в падшем мире, несущих последствия грехопадения и подверженных воздействию падших духов.

Как проверить соответствие своего личного духовного опыта церковному?

Христианская жизнь немыслима без личного религиозного опыта. Из содержанния Священного Писания видно, что апостолы для убеждения верующих ссылались на аутентичность своего личного свидетельства: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши ( 1Ин.1:1 ); И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его ( Ин.19:35 ). И самаряне ( Ин.4:42 ), и святой Иоанн Креститель ( Ин.1:34 ) также прибегали к непосредственности своего опыта.

Духовный опыт способствовал святым отцам правильно толковать слово Божие, осуществлять пастырскую деятельность. Стяжая духовный опыт и опираясь на него под руководством опытных духовников, христианские подвижники преодолевали греховные страсти, приумножали в себе добродетели.

Однако опыт опыту — рознь. Религиозный опыт может быть как положительным (Богообщение, общение со святыми или Ангелами), так и отрицательным (воздействие падших духов, устрашающих человека, вводящих его в заблуждение, соблазн). Конечно, даже и из отрицательного опыта, при правильном к нему отношении (правильной его оценке, правильно сделанных выводах), можно вынести позитивные уроки. Но так бывает далеко не всегда.

Как в древности, так и в наше время встречалось немало случаев, когда лжедуховный опыт воспринимался, как духовный, например, когда под видом доброго ангела или даже Бога подвижнику являлся бес. Случалось, что в результате такого опыта люди заканчивали жизнь самоубийством, покидали обители, отрекались от веры.

Для того, чтобы не совершать подобных ошибок, необходимо внимательно относиться к личному опыту. Личный опыт проверяется его соответствием: 1) Священному Преданию (опыту Церкви); 2) рекомендациям духовника — духовного наставника христианина. Но что это значит?

Подлинно духовный опыт не должен отвлекать человека от веры, не должен противоречить нормам добра, подталкивать его ко греху, возбуждать страсти. Догматы веры и правила духовно-нравственной жизни как раз и раскрыты в Предании, в опыте Церкви. Помочь человеку правильно осуществлять свою духовную жизнь может духовно опытный наставник, духовник.

Можно ли утратить духовный опыт?

Духовный опыт как знание закрепляется в памяти человека. Между тем, внутреннее отношение к этому накопленному знанию со временем может меняться, в зависимости от отношения человека к Богу, которое тоже может меняться, и от состояния его веры в Него.

Скажем, то, что сегодня один принимает за действие Промысла, например, помощь при разрешении тех или иных жизненных ситуаций, завтра, по мере охлаждения веры, он может списать на случайное стечение обстоятельств или на исключительно личные усилия.

Чем руководствуются христиане, утверждая, что только их духовный опыт истинен?

Основоположником христианства является воплотившийся Бог, а не люди, несущие на себе последствия грехопадения и подверженные воздействию падших духов. Христианский духовный опыт есть опыт, осуществляемый под контролем Церкви, которая является столпом и утверждением истины ( 1Тим.3:15 ), и Главой которой является Сам Господь. Этот опыт осуществляется: 1) на основе истинных знаний о добре и зле, открытых Самим Богом; 2) при содействии Божественной благодати, оберегающей христианина от ложных шагов и направляющей его по верному пути.

Таковы представления самого христианина, обусловленные его внутренней верой.

Что касается вопроса об обосновании истинности христианского опыта перед сомневающимися, колеблющимися, иноверцами или атеистами, это вопрос разрешается исходя из обоснования истинности Откровения, лежащего в основе христианской веры вообще. Истинность Откровения подтверждается: 1) сбывшимися пророчествами (таких пророчеств насчитывается десятки); 2) чудесами, знамениями; 3) подтверждением одних Книг Священного Писания другими; 4) внебиблейскими источниками (в частности историей и библейской археологией, подтверждающей подлинность Писания как исторического документа); 5) опытом святых.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Пастырское Богословие, Часть 2 — читать, скачать

архимандрит Константин (Зайцев) Пастырское Богословие Лекция Первая. Церковь – Царство Благодати Благодать! Это слово буквально ...

Партесное пение

Партесное пение Парте́сное пе́ние (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого ...

Паримии страстной субботы

Паримии страстной субботы Пятнадцать ступеней к Пасхе На богослужении в субботу перед Пасхой в храмах ...

Пари Паскаля

Пари Паскаля Пари́ Паска́ля – практический аргумент для веры в Бога, сформулированный Блезом Паскалем, французским ...