Сценарий квеста школа магии в библиотеке. Сценарий праздника «Дружба с книгой шагает по планете» Литературный экспресс « Квест – игра « В гостях у сказки. Белоусова Е.В. – заведующий школьной библиотекой
Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх. У нас в городе квесты активно проводит департамент молодежи и спорта.
Мы же стали применять это понятие к своим мероприятиям лишь с этого года, когда поняли, что схема построения библиотечных игр, так полюбившихся нам и нашим читателям, вполне отвечает названию «квест». Но по сути у нас всё началось раньше, в 2009 году.
Основные правила/условия квеста:
Есть определенный сюжет игры
Есть задания/препятствия
Есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные(спортивные) задания и интеллектуальные.
Конечно, мы несколько варьируем, изменяем правила под себя. Акцент на интеллектуальные задания, поиск – по книгам. Впрочем, активные моменты тоже вставляем, особенно для малышей. Но это чаще выражается в импровизированной театрализации, танцевальных па и т.п.
Работа организуется так:
Сначала идет обсуждение идей в отделах, представители от каждого отдела (завы) собираются в инициативную группу, приносят разные предложения, обсуждают их и выносят общее решение.
Потом в каждом отделе на местах идет разработка-додумывание заданий, оформления и про. в соответствии с общей темой. Занят каждый пятачок библиотеки, холлы/ч.з/абонементы.....
В этот раз приглашали соц.партнеров (представителей учреждений культуры). Это удобный и интересных ход.
В основе всех наших квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми мы работаем. В начале игры всем участникам раздаются путевые листки (или «дорожные грамоты», или «карта сокровищ», или «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры). В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфоткаться в костюмах, поход в библиотечный подвал, грамоты, возможность взять домой книжку из ч/з…).
Да, и еще у нас игры не командные. Дело в том, что все наши библиоквесты проходят на неорганизованных читателях. Но в принципе, если договориться с классами, можно провести и командную игру (вот, кстати, на 1 сентября уже есть заявка повторить пиратские библиосумерки на параллель 5-х классов).
Библиотечный квест, как мне кажется, может иметь несколько вариантов связки сюжета всей игры:
Конкретный герой книги,
Конкретная книга,
Сквозная тема, по которой подбираются задания.
У нас прошло уже несколько библиоквестов:
- «Наш Пушкин» (2009)
- «По планетам с Маленьким принцем» (2010)
- «Вселенная школьных наук» (2011»)
- «Пиратские библиосумерки» (2012)
Несколько слов об одной из игр.
В рамках празднования 200-летнего юбилея А.С.Пушкина, имя которого носит наша библиотека, мы решили в один из дней НДК устроить тематическую игру-путешествие. В каждом отделе были разработаны и оформлены игровые выставки-инсталляции. Дети, знакомясь с ними, открывали для себя творчество Пушкина и пушкинскую эпоху с разных углов зрения:
Через музыку
Через театрализацию и творческие мастерские
Через ролевые игры и проведение аналогий с жизнью и мировой литературой.
Все задания старались сделать нестандартными, чтобы задевало за живое детей и подростков, вызывало их интерес. Так называемое «проникновение в эпоху», попытка найти точки соприкосновения 19 и 21 веков. Сейчас уже многие проводят подобные встречи, а тогда мы попробовали это впервые, у себя, по крайней мере.
Игра начиналась в холле, где всем присутствующим объяснялись условия игры-путешествия, выдавались «подорожные грамоты путешественника». В этой «грамоте» ставились баллы за выполненные задания. Кроме того, здесь же мы предлагали детям высказать свое мнение об игре (рефлексия, которую мы потом проанализировали и с большой радостью обнаружили огромное количество восторженных откликов и ТРЕБОВАНИЙ делать такие игры как можно чаще).
У каждой выставки сначала давалась интересная информация о пушкинской эпохе: -основные занятия барышень 19 века,
Кто и почему стрелялся на дуэли,
По каким правилам писали письма в 19 веке,
О чем разговаривали в девичьих комнатах пушкинских времен,
Кто в позапрошлом веке мог организовать у себя дома салон ….
Потом шли практические игровые задания (2-3 варианта для каждой площадки, с учетом разных возрастов и разной усидчивости читателей). Ребятам предлагалось отгадать, например:
Что обозначает то или иное движение веером в руках дамы,
Вспомнить героев Пушкина, которые в кого-то переодевались,
Вызвать соперника на дуэль, составив письмо в стиле пушкинского времени,
Переписать пером в «Альбом девушки 19 века» какое-нибудь пушкинское стихотворение, -примерить сарафан барышни-крестьянки или костюм пушкинского героя и т д. и т.п.
Примерная занятость на каждой площадке (информация+задание) – 15–20 минут. Впрочем, если кто-то хотел остаться и сделать несколько заданий, мы не прогоняли J
Тем, кто выполнил задание, Смотритель площадки ставил свою печать в «дорожной грамоте» и отправлял дальше.
Был предусмотрен
сюрприз-презент для тех, кто прошел все станции – они могли сфотографироваться
на память в костюме барышни или кавалера 19 века. Дети остались очень довольны
таким подарком и потом в течение месяца бегали в библиотеку, чтобы скинуть себе
фотки на флешки/диски.
Примеры библиоквестов (материал взят из блога Библиопазлы):
БИБЛИО КВЕСТЫ.
Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх.Основные правила/условия квеста:
- есть определенный сюжет игры
- есть задания/препятствия
- есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные (спортивные) задания и интеллектуальные.
Литературная игра для младших школьников
Литературно - интеллектуальная игра для младших школьников «В гостях у Севы Читайкина»
Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»Цель: Развитие любви и интереса к чтению книг.
Задачи: 1. Проверить, как прочитали за лето рекомендательный список книг.
2. Развивать таких качества, как умение рассуждать, делать выводы, оценивать поступки героев; развивать память, внимание.
3. Воспитывать внимание к слову, уважение к авторам книг, умение принимать решение, слушать друг друга, играть командой.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер.
Возраст: Игра предназначена для учащихся 2 - 3 классов, будет интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.
Аннотация:
На лето каждый выпускник первого класса получает рекомендательный список книг для летнего чтения. Это делаю с целью ориентации в многообразии книг, формировании читательского интереса, возможности выбора любимой книги. С другой стороны – появляется обязанность в чтении книг, что важно для тех детей, для кого книга пока не стала другом. Как проверить насколько внимательно дети читали летом? Как сделать это ненавязчиво и интересно? Для этого и предназначена игра. Все задания составлены на основе книг из рекомендательного списка, который привожу в приложении.
Сева Читайкин – герой, который появляется иногда на уроках литературного чтения. Он остроумный, чтение книг – его любимое занятие. Часто он предлагает ученикам сложные, требующие размышлений, вопросы.
Интерактивная игра состоит из пяти категорий:
«Стихи»
«Сказки»
«О животных»
«О детях»
«Детские писатели»
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.
Инструкция по применению:
Класс делится на несколько команд. Деление на команды можно провести по жеребьевке, по рядам, по желанию.
На слайде 2 изображено игровое поле. Играющие команды по очереди выбирает категорию и количество баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами. При правильном ответе команде присуждается соответствующее вопросу количество баллов. Результаты фиксируются на доске.
Каждому вопросу соответствует красочный слайд. Правильные ответы появляются по щелчку. Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом нижнем углу.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.
Игровое поле включает две кнопки с баллами, которые открывают не вопрос, а физкультминутки. В категории "Животные" выбор 10 баллов открывает "Зарядку маленьких зверят" и в категории "Сказки" выбор 20 баллов открывает "Сказочную зарядку". Физкультминутки выполняют все команды, баллы начисляются той команде, которая сделала выбор.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Необходимо продумать награждение победителям, конфеты - всем участникам.
В конспекте привожу не все слайды, чтобы конспект не был слишком громоздким.
Категория 1. Стихи
10 баллов
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
Ответ: Мальчик боялся уколов.
20 баллов
Дама сдавала в багаж …
Кто автор этих строк? Что дама сдавала в багаж?
Ответ: Стихотворение С. Я. Маршака
Дама сдавала в багаж …
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.
В 1935 году в журнале «Пионер» впервые была опубликована поэма С.Михалкова "Дядя Стёпа". Этот литературный герой был любим всеми детьми. Какой подвиг совершил дядя Степа?
Ответ: Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
40 баллов
Угадай стихотворение и автора
“Мальчик мечтал, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал послушным и вежливым, перестал обижать девочек, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше быть примерным мальчиком”.
Ответ: Стихотворение «Снегирь»
50 баллов
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
Ответ: Лекарство от лени.
Категория 2. Сказки
10 баллов
Героиня какой сказки говорила про себя: «из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена». Кто автор сказки?
Ответ: В. Даль «Девочка Снегурочка»
20 баллов
Сказочная зарядка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
30 баллов
Выражение «Остаться у разбитого корыта»
стало крылатым выражением. Когда так говорят? Какое отношение имеет это выражение к А. С. Пушкину?
Ответ: Так говорят про человека, который все потерял, остался ни с чем, как старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
40 баллов
Кому из героев Шарля Перро принадлежат эти вещи: сапоги, хрустальная туфелька, прялка и веретено, корзинка с пирожками, белые камешки?
Ответ: Сапоги – коту из сказки «Кот в сапогах», туфелька – Золушке из одноименной сказки, корзинка – Красной Шапочке, прялка – старушке из сказки «Спящая красавица», камешки – Мальчику-с-пальчику.
50 баллов
Многие литературные герои становятся любимыми для многих поколений читателей. Так произошло и с этим литературным героем. Ему поставлены памятники в Тобольске, Астрахани, Ишиме. Внимательно рассмотри памятники и отгадай героев.
Ответ: Это Конек – Горбунок и Иван.
Категория 3. О животных
10 баллов
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
20 баллов
Назовите автора сказки о маленьком храбром мышонке – путешественнике.
Ответ: Виталий Бианки «Мышонок Пик»
30 баллов
Угадай басню. Звучит отрывок из басни в исполнении актера Олега Табакова.
Ответ: Звучит отрывок басни «Кукушка и петух»
40 баллов
К героине какого рассказа В. М. Гаршина подходит пословица «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз» Объясните.
Ответ: Пословица подходит к лягушке из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.
50 баллов
О ком из животных не говорится в рассказе Г. Скребицкого « Кот Иванович»?
Ответ: В рассказе не говорится о петухе.
Категория 4. О детях
10 баллов
Какое волшебное слово помогло Павлику выполнить желания в рассказе В. Осеевой?
Ответ: Пожалуйста.
20 баллов
В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки?
Ответ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
30 баллов
Какое желание Жени из сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» считаешь самым важным»?
Ответ: Самым важным было последнее желание о выздоровлении Вити.
40 баллов
Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка в рассказе К. Паустовского «Стальное колечко»?
Ответ: Если наденешь колечко на средний палец – получишь здоровье, на безымянный - большущая радость, на указательный - увидишь весь мир.
50 баллов
Из книг какого автора эти герои?
Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам Н. Носова «Огородники», «Ступеньки», «На горке», «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».
Категория 5. Детские писатели
10 баллов
Назовите фамилию Дениски – героя рассказов Виктора Драгунского.
Ответ: Кораблев.
20 баллов
Назови героев рассказов Любови Воронковой «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Солнечный денек»
Ответ: Танюша, Аленка, Демушка.
30 баллов
Кто придумал этих замечательных героев?
Ответ: На слайде представлены герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка, теленок Гаврюша.
40 баллов
Узнай рассказ В. Драгунского по иллюстрации.
Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным», «Куриный бульон», «Где это видано, где это слыхано…»
50 баллов
Этот литературный герой Эдуарда Успенского стал талисманом олимпийской сборной России с 2004 года.
Ответ: Чебурашка.
Квест по библиотеке «Знаем, бывали!»
Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в подростковой среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это отделы библиотеки, где предстоить выполнить свои задания или ответить на вопросы викторины. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать творчество писателей, художников.
Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.
Оборудование: маршрутный лист для каждой команды (маршрутный лист выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями, выдаётся каждой команде с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд).
Пояснения: Игра длится примерно 1 час. В сценарии собраны возможные оформления станций. Остановка на одной станции 7 – 10 минут. Станции можно убрать, можно придумать дополнительные.
Заранее нужно приготовить пазлы, собирая которые в конце квеста, ребята должны получить картинку – эмблема библиотеки. На каждой станции ребята получают в свой конверт один пазл от общей картинки. То есть картинку делим на столько пазлов, сколько станций будет в игре .
Детей встречает ведущий библиотекарь, он же направляет команды по станциям и помогает ориентироваться в ходе квеста. Перед началом квеста каждая команда получает маршрутный лист и конверт для пазлов.
Библиотекарь:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг дугу улыбнемся.
Итак, друзья! Отправляемся в путь! Нас ждут интересные встречи, познавательные задания и весёлая игра!
СТАНЦИЯ 1. «Сложи ПАЗЛЫ» (проходит в отделе автоматизации )
Библиотекарь заранее готовит онлайн-пазлы на компьютере. Приготовленную онлайн-игру выводит на большой интерактивный экран. Ребятам по очереди предстоит собирать по пазлу, пока не получится иллюстрация из книги. Далее необходимо угадать автора и название книги по иллюстрации.
Получают первый пазл .
СТАНЦИЯ 2. «БЮРО НАХОДОК» (проходит в комнате сказок)
Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки:
(можно предметы распечатать и показывать как картинки, можно показывать на экране, можно подобрать реальные вещи)
Полено (папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
Азбука (Буратино, А. Толстой «Приключения Буратино…»)
Хрустальный башмачок (Золушка, Г. Х. Андерсен «Золушка»)
Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш. Перро)
Цветок («Цветик-семицветик» В. Катаев)
Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В. Гауфа)
Лампа (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)
Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
Шляпа (Джоан Роллинг. «Гарри Поттер»)
Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)
Получают второй пазл.
СТАНЦИЯ 3. «Стихи пишу сам» (встреча проходит в отделе искусств)
А вот здесь, друзья, вам придётся стать настоящими стихоплётами и придумать рифмы к словам:
Получают третий пазл.
СТАНЦИЯ 4. «Гусеничные тропы» (педагогический отдел)
На станции «Гусеничные тропы» дети делятся на две команды. Каждая команда получает лист с нарисованной сказочной головой гусеницы (можно из мультфильма «Лунтик», Вупсень и Пупсень). У ведущего на станции вырезанные из бумаги зелёные круги, которые он раздаёт детям за каждый правильный ответ. Дети приклеивают из кругов туловище гусеницы. Итак, у кого гусеница больше?
Вопросы для викторины:
Кто пошёл рыбу ловить, и оставил хвост в проруби?
Чем кормила лиса журавля?
Главные слова кота Леопольда.
Из чего фея сделала карету Золушке?
Как звали корову кота Матроскина?
Любимая песенка крокодила Гены.
Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
ный мёд»?
В каком городе жил Незнайка?
Где находится смерть Кощея Бессмертного?
Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
Почему Буратино не утонул в пруду?
Кого спасла Дюймовочка?
Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Какими словами начинаются русские сказки?
Назовите любимое выражение Карлсона?
Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
Как позвать Сивку-Бурку?
Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
Какого цвета были волосы у Мальвины?
Что потеряла Золушка после бала?
В чем летает Баба Яга?
Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
Получают четвертый пазл.
СТАНЦИЯ 5. «Сказочный винегрет» (младший читальный зал)
На этой станции детям раздаются распечатанные кроссворды. Необходимо за определённое время вписать все задания. Команда получает столько баллов, сколько верно отгадала слов.
Получают пятый пазл.
СТАНЦИЯ 6. «Безумное чаепитие» (старший абонемент)
На станции детей встречает Шляпник и Кролик. Накрыты столы (чай и печенье), но в чашечках нет чая.
Кто это к нам пришёл? Дети какие-то… Откуда вы свалились в нашу нору? Хотите вместе с нами устроить безумное чаепитие? Тогда – быстрее к столу! Но дело в том, что чашки пусты. Их нужно наполнить чаем. Около тарелочек лежат листочки, на них написаны слова. Найдите весь ЧАЙ.
Слова для задания:
широЧАЙший
мельЧАЙший
слуЧАЙно
велиЧАЙший
необыЧАЙный
чрезвыЧАЙность
невзнаЧАЙ
Когда весь ЧАЙ нашелся, Кролик и Шляпник разливают чай по кружкам и начитается чаепитие.
Получают шестой пазл .
После того, как все команды прошли все станции и все напились чая, ведущая приглашает всех в старший читальный зал и предлагает собрать картинку из полученных пазлов. Проверяет, у всех ли хватает деталей.
Что получилось у вас? Библиотека!!!
Можно вручить диплом об успешном прохождении квеста.
На этом наш квест заканчивается! Ждём вас в гости за новыми книгами!
Литературно-игровая программа для детей 5 - 6 лет, посвященная Международному Дню детской книги.
Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.
Задачи:
Привлечь детей к чтению книг;
Развивать интерес у детей к русскому народному творчеству, к книге, чтению;
Развивать творческие способности, речевую активность, фантазию и воображение.
Возраст: 5 - 6 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Путешествие в Королевство книг»
литературно-игровая программа
Разработала
методист
ЦРТДиЮ «Левобережный» г. Липецка
Захарова Надежда Алексеевна
Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.
Задачи:
Привлечь детей к чтению книг;
Развивать интерес у детей к русскому народному творчеству, к книге, чтению;
Развивать творческие способности, речевую активность, фантазию и воображение.
Возраст: 5 - 6 лет.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день! В весёлый час! Рады здесь мы видеть вас!
Здравствуйте, ребята и родители!
Мы с вами находимся в сказочном Королевстве книг, которое зовется библиотека. Нет в нем ни золота, ни серебра. Богатство этого королевства – книги. В них – вся мудрость жизни, а мудрость помогает выйти из любого трудного положения, чувствовать себя не только богатым, красивым, но и находчивым.
И сегодня у нас праздник. А вы знаете - какой? Мы отмечаем именины. У Илюши? Оли? Димы? У девчонок? У мальчишек? Нет! У наших книжек!
Именины Буратино
Мы отпразднуем с тобой,
Не забудем про Мальвину
И про ключик золотой.
Именинник теремок
И бесстрашный петушок,
Дядя Федор, кот Матроскин
И веселый колобок.
Чтобы много узнать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать!
Ведущий: Сегодня мы пригласили самого веселого в мире сказочного героя. (Смотрит на часы.) Только он почему-то задерживается. Пока он не пришел, я загадаю вам сказочные загадки. Вы сказки любите? (Ответы детей.) Тогда и загадки мои отгадаете и героев сказок назовете.
Деревянный шалунишка
Добрым, смелым
Был мальчишкой.
Вот за то ему Тортила
Ключ волшебный подарила.
Как зовут у Карло сына?
Ну конечно, … (Буратино).
Два розовых уха
И розовый хвостик,
Ходил с Винни-Пухом
Он к Кролику в гости. (Пятачок.)
Девочка хорошая
По лесу идет.
И в корзине булочки
Бабушке несет.
За кустами светятся
Пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится
Девочке сейчас. (Красная Шапочка.)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисичке на зубок
Все ж попался … (Колобок.)
Лягушка дом себе нашла:
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Тесно стало от жильцов. (Теремок.)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки. (Три медведя.)
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила. (Царевна-лягушка.)
Красна девица грустна -
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)
Кук зовут крысу старухи Шапокляк? (Лариска.)
Берегись болезнь любая -
грипп, ангина, дифтерит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор... (Айболит.)
С ним Малыш знаком давно.
Он к нему влетел в окно. (Карлсон.)
(Звук пропеллера. Влетает Карлсон.)
Карлсон: Привет, Малыши! Я, наверное, самый великий опаздывальщик в мире. Но я же не мог оторваться от самой большой банки с вареньем. Ведь варенье - это лучшее в мире лекарство. Извините, пожалуйста, за опоздание.
Ведущий: Опаздывать, конечно, не хорошо. Но этот раз мы тебе простим. Правда, ребята? Мы очень рады, что ты, Карлсон нашел время и прилетел на наш праздник.
Карлсон: Я праздники люблю. А где же торт? (Оглядывается.) Ну, я так не играю. Что же это за праздник такой?
Ведущий: Праздники разными бывают. Сегодня здесь собрались дети, которые очень хотят познакомиться с разными книжками.
Ребята, вы же хотите подружиться с книгами? (Ответы детей.)
А это значит, у книжек станет больше друзей-читателей. Это настоящий праздник!
Карлсон: Можно я стану лучшим читателем?
Ведущий: Конечно, можно.
Ведущий: Ой! Кто бы это мог быть?
(Звучит музыка. В зал входит Дюдюка.)
Дюдюка: Позвольте представиться. Дюдюка Барбидокская! (Раскланивается.)
Ведущий: Но мы тебя не приглашали.
Дюдюка: Меня никто не приглашает, я сама прихожу. Я вот подслушала, что у вас тут праздник и решила праздник-то вам и испортить.
Карлсон: Как же ты его испортишь?
Дюдюка: А я всех перессорю.
Ведущий: Ничего у тебя не выйдет. Наши ребята дружат не только между собой, но и с книжками. Правда, ребята?
Дюдюка: Ой, насмешили! Как же с книжкой можно дружить? С ней даже поссориться нельзя - она говорить не умеет.
Ведущий: Поссориться с книжкой, конечно, нельзя. А вот рассказать она может много нового и интересного.
Карлсон: Чтобы стать хорошим читателем, надо учиться.
Дюдюка: (в сторону) Бумсик не удался. Сейчас я им устрою!
А я сказки люблю. Хотите, вам сказочку расскажу? Тогда слушайте!
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он репку тянуть, а вытянуть не может. Позвал дед курочку рябу, Красную Шапочку, Винни-Пуха. Вот тянули они, тянули и вытянули невод с золотой рыбкой. И сказала золотая рыбка: «Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси дедушке, неси бабушке.».
Понравилась сказка?
Ведущий: Я думаю, тебе, Дюдюка, просто необходимо перечитать сказки. Ребята, помогите Дюдюке, подскажите, как называется сказка, с которой она начала свой рассказ. («Репка».) Давайте вспомним всех персонажей сказки:
Кого позвал дед? (бабку)
А бабка кого позвала? (внучку)
Внучка кого? (Жучку.)
А Жучка? (кошку)
Ну и, наконец, кого позвала кошка? (мышку)
Чем закончилась сказка? Вытянули репку или нет?
Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете эту сказку!
Карлсон: Часто у сказочных героев длинные имена. Такие длинные, что я не могу запомнить. Сейчас я буду произносить одну часть имени, а вы - дружно, вместе, продолжайте:
Кощей … (Бессмертный) ;
Иван … (Царевич) ;
Василиса … (Премудрая) ;
Спящая … (Красавица) ;
Змей … (Горыныч) ;
Конек … (Горбунок) ;
Крошечка … (Хаврошечка) ;
Мальчик … (с-пальчик) ;
Сивка … (Бурка) ;
Жар … (птица) ;
Гуси … (лебеди) .
Карлсон: Спасибо, ребята! Благодаря вам, я запомнил имена этих героев.
Дюдюка: (в сторону) И все равно я испорчу им праздник.
Я побегала по сказкам и отобрала у героев разные предметы. Без них сказки не смогут вам рассказать свои истории.
Ведущий: Что же ты наделала? Надо срочно вернуть вещи на место. Ребята, надо отгадать, какому сказочному герою каждый предмет принадлежит.
Игра «Угадай героя сказки по предмету»
Азбука, колпак, ключик (Буратино);
Туфелька (Золушка) ;
Метла (Баба-Яга) ;
Стрела (Иван-царевич) ;
Корзинка с пирожками (Красная Шапочка) ;
Фонендоскоп, шприц (Доктор Айболит) ;
Горшочек с медом (Винни-Пух) ;
Горошина (Принцесса на горошине) .
Ведущий: Молодцы, ребята. Помогли героям сказок вернуть свои вещи.
Дюдюка: (в сторону) : Опять бумсик не удался.
Конкурс-эстафета «Сказочная мозаика»
Ведущий: Мы убедились, что героев сказок вы знаете.
Ребята, у нас случилась одна неприятность. Со стены упали портреты двух сказочных героев и разбились. Помогите их собрать.
(Одна команда собирает картинку с изображением Колобка, а другая с изображением Вини-пуха.)
Ведущий: Спасибо, ребята! Теперь мы их портреты снова повесим на стену.
Конкурс-эстафета “Колобок”
Ведущий: А давайте вспомним, как катился колобок в сказке. А катился он по извилистым дорожкам. Он и от дедушки ушел, и от бабушки ушел и от волка, и от зайца … Посмотрим от кого из вас он тоже убежит.
(Дети встают в круг и под музыку быстро передают друг другу колобок. Музыка останавливается. Тот у кого в руках остался колобок, выбывает из игры.)
Карлсон: Ой, как интересно. Мне тут очень нравится. Я хочу записаться в вашу библиотеку. Библиотека как большой город. Здесь есть свои улицы и проспекты-стеллажи. У каждой книжки есть свой адрес, свой домик - это место на полочке. Быстро отыщет этот домик тот, кто внимательно прочтет надписи на специальных табличках-разделителях.
Дюдюка: Я все равно не могу найти то, что мне надо! (Нервничает. Топает ногой.)
Карлсон: Тогда надо подойти к библиотекарю …
Дюдюка: К кому?
Карлсон: К библиотекарю. Это человек, который в библиотеке работает, книжки находить помогает и домой их почитать дает.
Библиотекарь: Правильно, Карлсон. (Представляется.) Меня зовут …
Дюдюка: А вы книжки навсегда даете?
Библиотекарь: Нет. Книжки мы навсегда не можем вам отдать. С ними ждут встречи и другие наши читатели. А вот на время - пожалуйста. Только потом их надо обязательно вернуть.
Дюдюка: Я тоже хочу записаться к вам в библиотеку. Больше не буду всякие гадости и пакости делать! Буду учиться и стану хорошим читателем.
Карлсон: А что, если мы запишемся, то можем к вам каждый день ходить?
Библиотекарь: Да. (Библиотекарь рассказывает о времени работы библиотеки.)
Ведущий: Вот, ребята, и подошло наше путешествие в сказочное Королевство книг к концу.
Библиотекарь: Я надеюсь, что вам у нас понравилось. Много книг вы уже знаете! А сколько книжек еще незнакомых! Сколько замечательных историй они вам еще расскажут, стоит только захотеть.
Дюдюка: А можно мы пойдем, ваши книжки посмотрим?
Библиотекарь: Конечно, можно.
Карлсон: Тогда все летите за мной!
Дюдюка: (Карлсону) : Подожди! Я с тобой.
(Библиотекарь приглашает детей на экскурсию по библиотеке.)
Использованная литература:
Елкина Н.В., Тарабарина Т.Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Липатникова Т.Н. Праздник начинается. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2011. – 224 с.
Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. – М.: Линка-пресс, 2001. – 256 с.